Сергей Макшанов о точках роста и проблемах российской экономики | АРБ-Про
> Сергей Макшанов о точках роста и проблемах российской экономики
Опубликовано в

Сергей Макшанов о точках роста и проблемах российской экономики

Сергей Макшанов о точках роста и проблемах российской экономики

Одним из самых значимых и важных событий в российской экономике в 2012 году стало официальное вхождение в состав Всемирной торговой организации. Была поставлена точка в 18-летнем процессе и в результате многие эксперты стали говорить о том, что российская экономика окончательно получила статус экспортно-сырьевой. Немало было сломано копий и вокруг других событий – безмерного роста акцизов на ряд товаров, высокой инфляции, замедления экономического роста. Однако бизнес-эксперты советуют не ломать копья вокруг негатива, а самим формировать позитивные изменения в экономике. Об экономических итогах года и перспективных точках роста рассказал управляющий ГК "Институт Тренинга - АРБ Про" Сергей Макшанов на бизнес-событии "Базовые стратегии" в Екатеринбурге, организованном Центром бизнес-образования (ЦБО).

Мы являемся резидентами экономики, которая в основном зависит от углеводородов, от экспорта возобновляемых и невозобновляемых ресурсов (возобновляемые – это лес, невозобновляемые – металлы). Тем не менее росли в прошлом году и будут расти в ближайшие годы несколько направлений. У нас ежедневно открываются новые производства и сервисные предприятия. Пик открытий был несколько лет назад, когда открывалось больше 70 предприятий в месяц – это заводы. Потом было падение, но уровень сохранился на уровне 42-45 предприятий в месяц, сейчас – больше 50. Всего за последние 5 лет открылось более 1200 новых заводов "с нуля". Что здесь еще очень важно – это то, что среди этих открытий есть низкомобильные инвестиции, то есть сотни миллионов долларов, которые нельзя сунуть в карман или вытащить их с фондового рынка. Эти дороги, эти коммуникации, эти цеха никуда не денутся. И те люди, которые делают миллиардные вложения, очевидно, имеют достаточно аргументов, касающихся устойчивости российской экономической системы. Иначе бы они так не рисковали.

Впервые за 18 лет в 2013 году произойдет естественный прирост населения. Вы скажете "как же так, ведь еще несколько лет назад говорили, что был рост". Был рост, нас стало больше, но природа этого роста – рождаемость плюс миграция. Умерло тогда все равно больше, чем родилось. В 2013 году с вероятностью 100% родится больше, чем умрет.

Розничная торговля растет непрерывно с 2001 года, особенно в секторе продуктов питания, здесь произошел девятикратный рост. Помимо этого, росли продажи российского программного обеспечения. К нам все больше едут и причины для этого, видимо, есть. Кроме того, продолжается рост продаж легковых и легких коммерческих автомобилей, прежде всего в "демократичном" сегменте. Очередь на Renault Duster – 2,5 года. Вряд ли люди делают такие шаги от отчаяния и безысходности.

Увеличение инвестиций в энергоэффективность. Это очень важный фактор, особенно для энергозависимых компаний. Что это такое? Любая компания, у которой более 2% оборота приходится на энергию, считается энергозависимой. У нас 16 банков прекрасно кредитуют проекты по энергоэффективности, некоторые выделяют до $250 млн в кредит для того, чтобы заменить коммуникации, лампы заменить на светодиоды и т.д. К 2020 году энергоемкость ВВП России должен быть снижен на 40%. Компании и государство готовы выделить на это свыше 9 трлн руб.

Есть позитивные сдвиги в госрегулировании. Мы знаем несколько случаев, когда регионы действительно получали эти льготы, но определенные барьеры, что называется "только по вторникам" или "участникам Куликовской битвы", они есть. Известно, например, что в Ленинградской области на 5 лет снизили ставку налога на прибыль для компаний, вложивших в регион свыше миллиарда рублей за три года, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке вводится льготный налоговый режим для новых предприятий.

Очень важны различные отраслевые льготы. Например, был подписан указ о бессрочном сохранении нулевой ставки на налог на прибыль для сельского хозяйства. Что касается особых экономических зон, то если вы работаете на экспорт или делаете что-то, для чего нужна закупка комплектующих из-за рубежа, вы можете их закупать практически беспошлинно, это очень хорошо работает.

Что касается новых предприятий, то интересно посмотреть по каким сферам это происходит. 118 заводов с нуля было открыто в 2011-2012 годах в сфере продуктов питания, на втором месте – стройматериалы (110 заводов) и на третьем – агрокомплекс (52 завода). Зато, например, по производству нанокомпонентов было построено лишь одно предприятие.

Что это дает? Это дает создание квалифицированной занятости, когда человек приучается что-то делать правильно. Люди на сахалинском заводе по сжижению газа, у них там полный шок происходил. Человек проходит собеседование, доказывает, что он может работать каким-нибудь оператором, садится в поезд, и у него начинается "счастье". Пить-курить нельзя, зарядка, занятия, ходить по маршруту, нажимать вот тут, и так до конца вахты. Людям дурно, а потом они привыкают и воспринимают это нормально.

Пункт второй: построили завод, и он начинает подтягивать к себе кучу всяких сопутствующих сервисов, тут же появляются банки, телеком, интернет и прочее. При этом, как правило, все эти новые предприятия оборудованы западными станками, которые соответствуют всем самым жестким регламентам.

Есть и неоднозначные вещи, например, рост розницы. Эта отрасль составляет 27% ВВП, но не достигла своего насыщения, даже 30% насыщение не достигла, и будет расти еще 10-15 лет. При этом добавленная стоимость там гораздо ниже, чем в обрабатывающей, например, промышленности. Помимо этого, самой динамично развивающейся сферой, в которой занято уже около 10 млн человек, стал ритейл. Больше 4 тысяч торговых центров построили за это время, в каждом из них явно больше двух человек, даже больше десяти. Хорошо это или плохо? Не знаю, потому что там не так много мест, где нужна именно квалифицированная занятость.

Просто замечательная динамика по программному обеспечению – 25%, экспорт российского софта достиг $5 млрд. К тому же, надо понимать, что это не индийский софт, нашего меньше, но он сложнее.

На 13% выросли продажи легковых и легких коммерческих автомобилей, при этом. Обращаю внимание на то, что китайские Geely и Chery выросли на 244% и 197%. На 169% выросли продажи у Jeep. Какое-то время у нас еще поездят на этих сараях, называемых внедорожниками, но со временем их все равно дожмут, это станет немодным.

Не самая веселая ситуация у нас в стране с ВВП. Здесь особая роль отводится акцизам, потому что это очень хитрая вещь. Вот я поднял акциз на бензин, а вы все равно будете заправляться, будете его покупать и когда он будет в два раза дороже, чем в Америке, в три раза, в четыре. Стоило поднять акцизы – ВВП вырос. Ведь акцизы растут не только на бензин, и на пиво, и на табак и много на что еще. И вот учитывая все это, те 3,5% роста ВВП говорят о том, что роста-то никакого нет. С одной стороны, это страшно, а с другой – а чего вы хотели при нашем типе экономики. У нас шестая экономика по объему ВВП, если ЕС считать за единичку, а если разбросать ее на страны, то перед нами встанут еще Германия, Франция и, пока, Италия.

Все взгляды на 2013 год оценивают перспективы роста российской экономики в диапазоне от 2,8% (Альфа-банк) до 4,5% (Deutsche Bank), консенсус-прогноз – 3,3%. То, что рост тарифов и активов продолжится и в следующем году, можете не сомневаться, а значит и в том, что сгенерят 3,3%. И, кстати, рост акцизов на алкоголь дает повод к тому, чтобы разговор об этом сопровождать минутой молчания. Уже в два раза стало меньше игроков в этой отрасли, и этот процесс продолжится.

Внешнеэкономическое сальдо растет, это тоже хороший знак, но было бы гораздо лучше, если бы эта разница не застревала в фондах. Экспорт растет, растет и несырьевой экспорт. Этот сегмент экспорта растет постоянно, только в 2009 году падал, и сейчас он достиг уже $44 млрд, а к 2015 году мы рассчитываем, что он вырастет почти до $50 млрд. Он растет монотонно. С другой стороны, что сюда идет? Вот построили современное предприятие, которое производит сублимированные рыбьи хребты и головы, которые отправляются на 100% на экспорт в Африку. Оказывается, негров хлебом не корми, дай погрызть эти хребты и головы. Кроме того, это совместное предприятие с Исландией и Норвегией, $10 млн инвестиций. Это тоже несырьевой экспорт, тоже хорошо. Да, мы на $5 млрд отгрузили программного обеспечения, на $3 млрд отгрузили радиоизотопов для диагностики. Но в целом пока несырьевой экспорт не стал базой. Для сравнения, весь российский экспорт составил $534,2 млрд, а весь экспорт без учета ТЭК составил $182,9 млрд. Растет наш медиаконтент, "Машу и Медведя" перевели на французский, и они уже разработку следующих проектов оплачивают из доходов от экспорта. Пермская компания "Альтернатива" разрабатывает игры для Индонезии, Индии и Белоруссии на их языке – за прошлый год заработали $50 млн., я им аплодировал внутренне.

ВТО. Если говорить откровенно, я считаю, что все вопли по поводу "ужаса-ужаса-ужаса" от вступления в ВТО, нарочиты. Почему? 18 лет мы вели переговоры о вступлении в организацию, никто не знал об это что ли? И если бизнесменам не хватило 18 лет для того, чтобы к этому подготовиться, то им не хватит ничего и никогда. Если люди думали 18 лет, а сейчас начали кричать "спасите-помогите", то на них просто остановилась эволюция, и им следовало бы очистить российский бизнес-генофонд от своего влияния.

Пункт второй: объективно будет тяжело сельскому хозяйству, это правда. Но тяжело не потому, что условия, о которых договорились, плохие. Я вам напомню цифры: сейчас мы можем субсидировать эту отрасль на уровне $15 млрд в год, а через девять лет постепенно сойти до уровня $4 млрд. А я открою вам секрет: никогда до сих пор наше сельское хозяйство не получало даже $4 млрд. Так чего мы шумим? Вошла Чехия, вошла Словения, вошла Эстония, и как-то живут.

У "металлистов" практически мало что изменится, им надо будет создавать лучшие условия и развивать прокатные мощности. Неоднозначно я воспринимаю снижение пошлин на вывоз необработанной древесины до 13-15%, будут более активно "кругляк" вывозить.

По углеводородам фактически ничего не меняется, но консервативный расчет показывает, что на экспорт цена не изменится, а для внутреннего потребителя цена изменится в 3-4 раза, и за свет будем платить в 2-3 раза больше. С другой стороны, в этом есть и свой плюс, потому что только это сможет подстегнуть работу по внедрению энергоэффективности, в противном случае, никто не будет шевелиться. Даже у Китая энергоэффективность выше на 25%, у нас самый энергоемкий ВВП в мире.