Конкурентная карта рынка
> Публикации

Конкурентная карта рынка

Конкурентная карта рынка

Известно: перед долгим путешествием необходимо составить дорожную карту и проложить маршрут. Сегодня мы поговорим о том, почему бизнесу необходима карта конкурентных позиций на рынке, а заодно объясним, что это за инновация, где ее достать и как пользоваться.

Разумеется, стратегический план развития компании необходим любому бизнесу на любой стадии развития. Даже если менеджмент вашей компании не планирует активного расширения присутствия на рынке в ближайшее время – бизнес-план развития предприятия все равно необходим. Технологии не стоят на месте, да и конкуренты не дремлют – а значит даже для того чтобы просто сохранить свои позиции нужно, как минимум, четко понимать алгоритм ваших действий. К слову о конкурентах – у многих из них есть чему поучиться, не так ли? Некоторые компании вполне могут служить примером, ориентиром для развития вашего бизнеса. Хотите ли вы идти по пути Tesla c их относительно небольшим бюджетом и потрясающей динамикой? Или вам симпатичней куда более основательный Apple? Именно конкурентная карта рынка поможет определить, что лучше именно для вашего бизнеса.  

Матрица формирования конкурентной карты базируется на маркетинговом анализе – ряде последовательных действий по сбору информации о рынках, потребителях и, опять-таки – конкурентах.

И вот здесь менеджмент зачастую сталкивается с непредвиденными трудностями. Анализ конкурентов требует времени и скрупулезной «разведки» – это факт, вы с этим смирились и сделали, что должно. (О методиках проведения этой важной работы мы подробнее говорили в других статьях). Кажется, у вас есть все, чтобы приступить непосредственно к организации бизнес-процессов – опираясь на собственную информационную базу; к сожалению – именно «кажется», потому что «опереться» на эту базу получается далеко не всегда.

внутрь_Да,-информация-у-вас-есть,-она-проанализирована-и-систематизирована.jpg

Да, информация у вас есть, она проанализирована и систематизирована. Но как она выглядит для менеджмента? Бесконечные отчеты, нагромождение текста – цифр, слов и символов – все это не обогащает вас полезными знаниями, а напротив – отягощает «оперативную память» (с). Собранные данные лежат мертвым грузом и лишь замедляют принятие решений, а значит – и все бизнес-процессы вашей компании. Как добиться того, чтобы информация действительно работала на вас? Все дело в подаче материала. Мало собрать данные – их нужно правильно сгруппировать и визуализировать.

Визуализация информационного массива дает менеджменту ясное представление о том, куда должен двигаться ваш бизнес, а также – четко показывает «развилки» на этом пути. Плюсы и минусы, организация, структура, размер занимаемой рыночной доли, а главное – перспективы ваших конкурентов становятся очевидными, анализ конкурентов – становится делом техники; ведь на карте точно и буквально обозначено, что компания приобретет и что потеряет при выборе того или иного маршрута на каждом перекрестке.

В предыдущей статье мы рассказывали о карте стратегических альтернатив – инструменте, который по многим характеристикам похож на «героя» сегодняшнего блога. Однако есть и существенное (ключевое) отличие. Если карта стратегических альтернатив – взгляд внутрь вашего бизнеса, то конкурентная карта рынка – вид на дорогу. Первая помогает определить сильные и слабые стороны вашего бизнеса, вторая – выбрать верное направление движения. На конкурентной карте рынка четко показаны:

  - распределение рыночных долей конкурентов

   - рыночная рыночная доля компании, которую мы считаем   успешной

   - оценка рыночной доли конкурента, взятого нами за образец

  - динамика рыночной доли компании, чей рост нас восхищает.

Думаю, вы убедились, насколько может быть полезна конкурентная карта рынка; но где ее можно раздобыть?

Основных вариантов всего два – сделать самим или заказать профессионалам.

И пусть первый вариант вполне жизнеспособен, мы все же настоятельно рекомендуем второй; ведь время – невосполнимый ресурс и чем больше и амбициозней ваш бизнес – тем больше причин доверить построение конкурентной карты рынка профессионалам, освободив менеджмент для решения других важных задач.