Как построить работающую бизнес-стратегию в 2023?
> Публикации
Стратегия
Опубликовано в Журнал Стратегия

Как построить работающую бизнес-стратегию в 2023?

Как построить работающую бизнес-стратегию в 2023?
Для чего нужна стратегия?

Часто предприниматели задают вопрос — а нужна ли стратегия вообще? Ведь опыт последних лет показал, что бизнес, скорее, в попытках выжить, только лишь реагировал на вызовы и подстраивался под новые условия. Планы на ближайшие 5-10 лет пришлось отложить в сторону.

Директор АРБ Про Демид Голиков считает, что стратегия для бизнеса нужна в любом случае: как при задаче стабилизации и удержании бизнеса на фоне большого разнообразия сценариев развития, так и при его масштабировании и охвате новых рынков. Стратегия нужна как в стабильные времена, когда в бизнесе все хорошо, так и в сложные периоды, когда предпринимателю необходимо спасти свое дело или выгодно продать его.

Роман УКопосов разработка стратегии бизнеса

По словам заместителя директора, руководителя направления «Стратегическое планирование» АРБ Про Романа Копосова, создание стратегии помогает обозначить долгосрочную или краткосрочную цель и путь к ее достижению. «Без стратегии можно обойтись, если вы строите lifestyle бизнес, купили франшизу или у вас нет амбиций занять лидерские позиции в своем рынке и нише», — объясняет Копосов.

По его мнению, в 2023 году актуальны те же инструменты создания стратегии, что и в предыдущие годы, но важен акцент на управлении рисками, ритмичном отслеживании ситуации и гибкости. Например, для производственных компаний акцент делается на управлении поставками и логистикой, связанной с ВЭД. Важно каждую неделю отслеживать работу по стратегическим задачам и целям, чтобы вовремя внести изменения.

Опыт предыдущих лет показал, что значительно выросли те компании, которые постоянно уточняли свои стратегические задачи, говорят эксперты.

В целом сейчас на рынке почти у всех компаний есть продуманная карта рисков и прописаны различные сценарии развития. Долгосрочных проектов стало меньше, основной фокус предпринимателей сместился в сторону антикризисных задач. В выигрыше остаётся тот, кто ориентируется на гибкость и партнерство.

Если компания не чувствует себя безгранично уверенно, Демид Голиков считает важным сделать два акцента:

  1. Анализ рынка и конкурентной среды, который должен включать разбор изменений в жизни каждого участника цепочки поставок ваших ключевых клиентов. Санкции ли, бизнес-климат мешают их и вашему ходу бизнеса? Или вы со своими клиентами и поставщиками выпадаете из длинных трендов?
  2. Анализ ресурсов: под какие доступные и перспективные (по вашему мнению) проекты у вас достаточно ресурсов? А если добавить льготный кредит под 1-3% плюс дополнительно привлечь прямые инвестиции со стороны клиента?
Какие бывают виды бизнес-стратегий?

арб про разработка стратегии бизнеса

Принципы стратегического управления и разработки стратегии одинаковы, но в зависимости от сферы бизнеса и задач к ним добавляются нюансы.

«В плане задач стратегия масштабирования и стратегия выживания – это разные по подходу и установкам форматы», — объясняет Демид Голиков.

По его словам, методически будут различаться стратегии для:

  • крупных градообразующих компаний, нацеленных на удержание доли рынка;
  • технологических компаний;
  • финансовых компаний;
  • стартапов, готовых к росту.

 Роман Копосов также выделяет несколько подходов к построению стратегий:

  • стратегия сервисных и производственных компаний будет сильно отличаться в логике создания ценности и масштабировании;
  • для производственных компаний в фокус всегда попадают развитие каналов дистрибуции, вертикальная интеграция при создании сырьевой базы и т.д.;
  • для сервисных компаний наиболее критична широта портфеля услуг, стратегическая мотивация персонала и клиентоориентированность.
Как подготовить стратегию?

К разработке стратегии стоит обязательно привлекать топ-менеджмент и внешних консультантов. В противном случае получится сочинение на тему «какой я хороший и как я мечтаю стать лучше».

арб про разработка стратегии бизнеса

«Важное условие рабочей стратегии — это взгляд на себя извне, со стороны незаинтересованного в переделе рынка специалиста. На такую роль не подойдет ни инвестиционный банкир, ни бизнес-тренер, ни бывший владелец крупной компании. Нужен стратегический консультант, который знает мотивы лиц, принимающих решения в разных бизнесах, логику других предприятий, смотрит на вещи критически, обладает системным взглядом, говорит больше об амбициозности замысла», — Демид Голиков.

Внешние консультанты всегда дадут больше информации о смежных рынках. Они найдут те инструменты и решения, которые уже проверены на практике и точно работают.

«Если необходимо получить ответы на вопросы, как должен развиваться бизнес, то нужен внешний консультант.  Невозможно, будучи погруженным в «операционку», мгновенно переключиться в режим создания долгосрочной стратегии на 5-10 лет без понимания макроэкономических факторов, тенденций рынка и внешнего взгляда на эффективность бизнеса», — Роман Копосов.

Разработать стратегию совместно с АРБ Про