Креативность в бизнесе: как научиться смотреть по-новому на старые задачи
> Публикации
Стратегия

Креативность в бизнесе: как научиться смотреть по-новому на старые задачи

Креативность в бизнесе: как научиться смотреть по-новому на старые задачи

Что такое креативность?


Креативность — способность к конструктивному и нестандартному мышлению и поведению, постоянному осознанию и развитию своего опыта.

Феномен, когда человек фактически создает, то чего раньше не было, интересовал очень многих.

Есть факторы, которые определяют наличие или отсутствие креативности? В первую очередь наличие креативности характеризуется уровнем интеллекта. Люди, у которых интеллект на среднем уровне или выше, легко могут развивать свою креативность.

Если у человека достаточно интеллекта, то проявлению креативности могут препятствовать внешние или внутренние факторы. Внешние факторы — оценивание, критика, неадекватный уровень многозадачности и т.п. Но внешние факторы будут срабатывать только в том случае, если у человека есть сильные внутренние барьеры, к которым относятся стереотипы, внутренние установки, верования.

Образованию этих установок способствует родительское воспитание в начале жизненного пути каждого человека. Со временем установки, полученные в детстве могут меняться, но они не перестают оказывать влияние на поведение человека в будущем.

Кроме того, в окружающей реальности есть ещё одна характеристика, которая может мешать развитию креативности — это непостижимость. Далеко не всю информацию человек в себя впитывает. Тем временем в мире появляется все больше и больше информации. Нужно быть максимально открытым, быстро улавливать все происходящее и важное, чтобы хоть как-то успевать за общим развитием мира.


Создание и поддержание креативной среды


Подавляя возможность обмена информацией, можно создать среду, в которой никогда не будет креативности. Многие не любят, когда им задают вопросы, так же многие не умеют правильно реагировать на обратную связь. Все это приводит к уничтожению креативной среды. Поэтому у нас есть несколько инструментов, которые помогают правильно давать и принимать обратную связь, воспринимать её не как критику, а как возможность для роста и развития.


Создание креативной среды — это закономерный процесс. Он представляет из себя смену левого и правого полушарных этапов. И на каждом из этих этапах нужно по-разному управлять своим поведением или активностью. В проекте «Креативность в бизнесе» мы 50% времени тренируем этот навык.

Креатив индивидуальный или командный?

креативность в бизнесе

 В ряде случаев, особенно в форс-мажорных ситуациях лучше всего использовать, как индивидуальную креативную практику, так и групповую.

Когда есть запас времени группа безусловно выйдет на более интересный вариант решения ситуации. Но группа будет тяготеть к снижению уровня рисков. А креативность предполагает горячую любовь к риску.
Индивидуум же готов принять большие риски.

Понятно, что не надо бросаться в крайности, риск тоже должен быть приемлемым и осознанным.

Поэтому в программе есть дидактический режим, когда выполняемые задания группа решает совместно, и развивающий режим, когда руководители имеют комплект заданий разного уровня сложности, которые решаются персонально.

Для качественной работы в группе крайне важно наличие грамотной обратной связи. Для этого надо убедиться, что используемый корпоративный словарь известен всем, и этих речевых операторов достаточно, чтобы отразить все значимые нюансы, которые характерны для данной отрасли.

Технология выработки вариантов решений

креативность в бизнесе

Сама по себе креативность проявляется либо в творческом самовыражении, либо в получении новых знаний и решении проблем. Часто бывает так, что одно решение в какой-либо ситуации является наилучшим и самым верным, а иногда даже единственным. Но на самом деле, этих решений всегда несколько. Поэтому способность увидеть каждое из решений в трехмерном виде, оценить плюсы и минусы каждого, поможет выбрать тот оптимум, по которому стоит идти в бизнесе.


В проекте «Креативность в бизнесе» мы показываем различные инструменты, делаем серию упражнений по развитию разных сторон, таких как проявление креативности, точность мышления, любовь к неопределенности, приверженность высоким эстетическим ценностям.

Как научиться по-новому смотреть на старые задачи?


Что делать для «разбетонивания мозгов»
«Забетонированные мозги» перестают функционировать. И очень сложно, если такая ситуация происходит, когда бизнес находится на вершине. Поэтому в нашем проекте красной нитью проходит культура реагирования но новшества. Главный инструмент, который развивает креативность, это именно жгучая сильная любовь к неопределенности. Участники нашего проекта становятся любителями экспериментов. Им будет легче сделать две партии одной модели обуви, но двух разных цветов и наблюдать за ходом продаж, чем гадать, какая расцветка будет лучше продаваться.

Для того, чтобы эту страсть всегда развивать и приумножать, надо, конечно, разобраться с постоянной динамикой всех составных элементов личности.

У нас есть такая метафора — что это емкости или контейнеры.
Формула личности

Л (личность)=З (знания) + У (умения) + П (переживания) + И (то, что имеем)

Их 4 штуки, и страсть будет появляться тогда, когда в каждую из этих ёмкостей ежедневно поступают новые составляющие, что-то новое и неизведанное.

Особое значение имеет четвертый элемент «И» — это то, что человек имеет.


Каждая из «емкостей» подвержена контролю. И когда под креативным решением подразумевают выдумку чего-то нового, на самом деле, это не совсем так.
Мы решаем, с какой скоростью мы будем наполнять эти контейнеры и будем ли. На самом деле никто из нас сам ничего принципиально нового придумать не может, можно только добиться высокой или слабой рекомбинантной способности психики. Это требует интенсивной работы мозга и огромной воли и стремления к достижению целей, ведь бизнес толкают люди с сильной волей при определенном уровне интеллекта.

Какой опыт нужен для креативности?

креативность в бизнесе

 Совокупность этих четырех контейнеров определяет полученный опыт. Для креативности опыт должен быть:

  • Разнообразный,
  • Динамичный,
  • Осознанный,
  • Структурированный,
  • Самостоятельный,
  • Полимодальный ( 11 анализаторов).

Креативная среда должна характеризоваться следующими признаками:

  1. Безоценочностью,
  2. Проблемностью,
  3. Принятием,
  4. Новизной,
  5. Кроссмодальностью,
  6. Неопределенностью.



Страсть к новому: откуда брать и как поддерживать


Существует 10 принципов, которые повысят уровень мотивации при решении задачи, и помогут довести её до конца.


  1. Организовать волну обратной связи по поводу желаемого состояния.
  2. Регулярно собирать информацию по теме.
  3. Сформировать/перечислить выгоды для себя от выполнения задачи.
  4. Визуализировать достижение желаемого.
  5. Сжечь мосты (сообщить всем о своем намерении).
  6. Найти подельников.
  7. Планировать и начать действовать.
  8. Ауто-обратная связь: отслеживание движения к цели.
  9. Найти и оказаться в среде, вызывающей желаемое.
  10. Придумать себе вознаграждение.


Более подробно о проекте «Креативность в бизнесе» мы готовы рассказать вам лично. Свяжитесь с нами любым удобным способом.