Бизнес-деконструкция: стоит ли отказываться от планирования и нужна ли бизнесу цель в кризис
> Публикации
к новостям


В сентябре увидело свет масштабное исследование инвестиционного отдела Deutsche Bank. В нем группа аналитиков презентовала публике неутешительные итоги: последние 40 лет были практически золотым веком мировой экономики. Период активной глобализации развивал связи между разными уголками мира, крупнейшие экономики «тянули» за собой отстающие и в течение всего периода мы могли наблюдать стабильный экономический рост всех игроков. Конечно, кризисы случались неоднократно, но общая тенденция роста и восстановления оставалась доминирующей даже на фоне локальных флуктуаций.


И вот, эпоха глобализации закончилась. На смену ей приходит новая, которой специалисты Deutsche Bank дали оптимистичное название «эпоха беспорядка». Внезапно мы с вами оказались в мире стремительно обесценивающихся активов, передела сфер влияния и мировых экономик, которые стремительно «закрываются» пытаясь защитить себя. Под лавиной событий этого года мир стремительно изменился и из этого следует всего один ключевой вывод: если мы продолжим вести бизнес по тому пути, который наметили до 2020 года, мы неизбежно приведем его к трагическому финалу.


Осеннее планирование грядущего года — многолетний инстинкт большинства российских компаний. Но сейчас мы находимся в ситуации, когда планировать — это опасная и нетривиальная задача. Однако от этого она не становится менее значимой. Иди в открытом океане без плана, без курса, «без руля и ветрил» — безнадежное занятие. Чтобы разобраться в вопросе, давайте попробуем создать начальную сетку координат. За время пандемии все компании разделились на три неравные группы.


Первая с удивлением обнаружила, что без их продукта/услуги клиенты могут обходиться месяц, два, три... или обойтись без них вовсе.


Вторая группа, наиболее редкая, возрадовалась, так как жить без нее стало решительно невозможно и продажи подскочили так, будто никакого кризиса и в помине не было.


Третья группа оказалась посередине — у нее есть товар/услуга, которые остались важными и нужными для покупателя, но появились и те категории, которые оказались полностью забыты клиентами. Их основной задачей стало банальное выживание.



2021 год — это время, когда компаниям из всех трех групп придется переструктурировать свою стратегию. Оставьте надежду на то, что вы сможете создать план на грядущие годы и уверенно жить в согласии с ним. Рост неопределенности не позволяет нам делать ни точных прогнозов. Что же остается бизнесу в такой ситуации?



Остается создание адаптивной модели, согласной которой компания будет жить ближайшее время. Адаптивной потому, что она будет постоянно корректироваться согласно повестке дня. А увенчать эту модель должна общая цель бизнеса. Каждый день вы принимаете решения, которые непосредственно влияют на будущее компании. Чтобы принимать их в условиях неопределенности, необходима общая цель, направление движения, в дополнение к которой и формируется план — набор вариантов того, как вы будете эту цель достигать.


Три основных цели согласуются с тремя типами компаний, о которых мы говорили выше:

Перезапуск

В ситуации, когда бизнес окончательно перестает функционировать, многие владельцы предпочитают не искать выход из ямы, а полностью перезапустить проект.

Атакующая

Если компания чувствует себя прекрасно, цель может быть атакующей. В этом случае компания ставит своей целью завоевание новых сегментов рынка, новых групп потребителей, выхода на более высокую прибыль и т.д.

Оборонительная

В ситуации, когда ваш бизнес продолжает держаться на плаву, но все же испытывает трудности, необходимо сохранить активы, продержаться до того момента, пока не закончится кризис.

Цель напрямую зависит от того, в какой группе оказалась ваша компания на данный момент. Как бы не менялась конъюнктура и рыночный контекст, это — большие задачи, которые остаются с вами на долгое время. А вот что будет меняться, так это пути, которыми вы будете пытаться их достигнуть. Не зацикливайтесь на выполнении плана, ведь при общем количестве переменных и неизвестных практически невозможно его соблюсти. Вашей главной целью должны стать оперативное реагирование на изменения и постоянный сбор обратной связи. Именно они позволят компании корректировать свои действия «в прыжке».

Глобальная задача 2021 года для любого бизнеса — перестроить стратегию так, чтобы стать нужным как можно большему количеству клиентов. Каждый начнет этот путь со своей точки, но цель, тем не менее, остается общей для всех.

А о том, как переструктурировать свою стратегию, чтобы добиться этого результата, какие методы использовать, чтобы стать нужным — об этом мы будем говорить на конференции «Базовые Стратегии»: https://events.webinar.ru/8939/6655645

Поделиться
Автор статьи
Управляющий ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»