Как стать лидером на рынке?
> Публикации
Стратегия

Как стать лидером на рынке?

Как стать лидером на рынке?
Кажется, подобные вопросы должны занимать исключительно менеджмент компаний, имеющих на рынке незыблемые позиции; плацдарм завоеван – теперь можно подумать и о лидерстве. Однако эта позиция в корне не верна. Во-первых, позвольте усомниться в отсутствии у любого нормального бизнесмена здоровых амбиций («плох тот солдат…» – и далее по тексту). А во-вторых, даже если вы не планируете покорение мира прямо сейчас – план по захвату лидерства у вас должен быть обязательно – просто чтобы не отстать от конкурентов: порой нужно бежать просто чтобы остаться на месте (удержать свои позиции – если мы говорим о рынке). Утвердившись в необходимости стремления к лидерству, поговорим о том, как этого лидерства достичь (а после – не терять).

В других статьях мы говорили о методиках проведения маркетингового анализа (Оценка рынка: кому нужна и как её сделать, Анализ рынка: методы и практика) и подчеркивали важность этих действий. Не будем повторяться – просто предположим, что анализ рынка вами выполнен тщательно и грамотно, и, как результат – разработана стратегия развития, в том числе – долгосрочная. То есть дорожная карта у вас есть, маршрут прочерчен, ваш бизнес чувствует себя на рынке уверенно и стабильно. Но как перейти от стабильности к первенству? Как стать лидером отрасли и диктовать рынку свои правила?

стратегическое планирование

Мы упомянули об анализе и стратегии. Конечно, хорошо иметь план действий. Но не менее важно уметь от этого плана отступить — цель важнее плана. Действенная стратегия, тем более – долгосрочная, сама по себе подразумевает гибкость и вариативность. Однако порой приходится даже не просто выбирать один из проработанных вариантов, а полностью менять целые элементы стратегии. Если конкурент внедряет, к примеру, новые технологии на производстве, и они ощутимо идут ему на пользу – странно будет не следовать его примеру (разумеется, внеся необходимые коррективы). В целом же следует помнить, что самая скрупулезно выполненная финансовая модель – не ваш хозяин, а ваш помощник. Умение быть пластичным – одно из ключевых для потенциального лидера рынка.
Другое важное умение – работа с клиентской базой; точнее – работа по расширению клиентской базы. Многие компании с мировым именем работали (и весьма долго) едва ли не в убыток или с минимальной маржой. Однако за счет постоянного увеличения денежного потока, расширению клиентской базы, сумели вытеснить конкурентов со своей поляны и навязать свою политику – в том числе – ценовую. И эта политика стала безальтернативной. Разумеется, умение тратить должно дополняться умением вовремя остановиться. Жизненно важно поймать момент и вовремя перейти от расширения и расходования к оптимизации и получению максимальной прибыли.

Настоящий лидер — независим, но всегда готов к сотрудничеству. Партнерство и клиентоориентированность это основа успешной компании. Быть лидером значит аккумулировать вокруг себя ресурсы и компетенции. Партнерство с сильными игроками хороший вариант получить необходимое. Главное помнить — надежные партнерские отношения строятся на взаимной выгоде.

К трем ключевым свойствам лидера обязательно прибавим умение удивлять и быть на шаг впереди. По-хорошему изумляющий продукт или услуга могут стать залогом долгосрочного лидерства вашей компании на рынке. Чтобы создать такой продукт нужно хорошо представлять себе не только реальные запросы, но и тайные желания ваших клиентов. Поставьте себя на место заказчика и создайте мысленно нечто идеальное. Воплотите проект и выходите на рынок, используя агрессивные тактики, о которых мы говорили. Так поступали Uber, Amazon и Apple, так можете сделать и вы.