Что год текущий нам готовит
> Публикации
к новостям

Самоизоляция, паника, обвал рубля – как минимизировать эффект новых реалий на бизнес и приумножить капитал? Что ждет человечество после кризиса 2020?

LT: Демид Валентинович, понятно, что бизнес сейчас уязвим как никогда. Как владельцам бизнеса в этих условиях поддержать сотрудников? Что сказать команде?
ДЕМИД ГОЛИКОВ: Сейчас самое время сказать команде вдохновляющие слова: я, владелец бизнеса, чувствую ситуацию, вижу её в цифрах, понимаю, что делать и полон решимости удержать свой бизнес. Кто со мной – давайте вместе. В кризис как никогда необходимо действовать командой. Соответственно, уволить тех, кого давно хотелось уволить. Убрать временно ненужные затраты, начав с себя. В компании приостановить работу торговых точек, производственных линий, логистических маршрутов, если они стали убыточными, но могут быть относительно просто перезапущены. Это станет убедительным сигналом для команды ценных, дельных сотрудников и поставщиков. Оставшимся коллегам сообщить, что компания под контролем, резервов хватит на столько-то месяцев (часов), что принято решение о реинвестировании всей прибыли, включая дивиденды. Поскольку есть вероятность затяжного спада, нужно адаптировать бизнес. Стоит озвучить команде три-пять причин, по которым ваша компания сильнее и жизнеспособнее конкурентов. Надеюсь, такие причины найдутся в подлиннике, их не придется придумывать.

На какой кризисный срок стоит рассчитывать?
До конца мая карантин (если отменят раньше, то это везение), затем год-три – спад с безработицей и сокращением частного сектора. Продолжительность спада в России будет зависеть от того, пойдет ли государство на либерализацию режима ведения бизнеса или нет. Среди необходимых мер, без которых кризис бизнеса затянется – частичная отмена корпоративных налогов за 2019 год, мораторий на проверки (за исключением очевидно необходимых), сокращение налогов на ФОТ в духе уже принятого решения. Вместо поддержки тех, кто упал на 30% – поддержка всех в равной степени, иначе есть риск, что поддержат реальных неэффективных. Вместо требований сохранения занятости – нормальные пособия по безработице на 2020 год. И обязательно полное своевременное обеспечение ФНС и иных инстанций необходимыми инструкциями и подзаконными актами прямого действия, чтобы не слышать отказы.

Многие эксперты сегодня говорят, что кризис – время возможностей. Какие отрасли вырвутся вперёд, а какие точно уйдут в прошлое?
Любое время – время возможностей. Фраза о кризисе как времени возможностей сама по себе красивая, но не будем поддаваться игре слов – в кризис возможностей всегда меньше. Но в кризис чаще возникают структурные изменения. 2020 год даст многим компаниям явный толчок для быстрого перевода на постоянной основе рабочих процессов, продаж и системы продвижения в онлайн. Это возможность наконец докрутить всё, что было отложено и недокручено, устранить ненужные процессы, начать выстраивать альянсы и партнёрства по вертикали (поставщики, клиенты) и горизонтали (конкуренты, поставщики дополняющих продуктов и сервисов), в выходе на экспорт. Наконец, это возможность помочь государству в либерализации политики.

Есть ли прогноз, как поведет себя российский рынок? Что нам ожидать к концу года?
Пока слишком много факторов противоположного действия, при этом куда двинется ситуация, больше зависит от государства, чем от вируса.

Многие руководители сейчас испытывают страх за будущее своего бизнеса. Как взять себя в руки и что делать?
Паника – не свойство бизнесмена. Приоритет – сохранить бизнес и зарабатывающие активы. Иными словами, нарушать режим ограничений ради выживания не стоит, если это грозит потерей компании. Также, при необходимости, от чего-нибудь ненужного можно избавиться, что-то сильно рискованное и требующее инвестиций – приостановить. По поводу текущего бизнеса: судя по всему, разной степени ограничения сохранятся до конца мая. И если ваш продукт реально качественный и востребованный, спрос точно восстановится. Продажи точно пойдут. Пока же проявите максимум мастерства и усилий в переговорах с поставщиками и кредиторами, которые отжимают. Продемонстрируйте вашу любовь к клиентам, которые очень хотят продолжить покупать у вас после того, как у них снова появятся деньги. Найдите клиентов, которые имеют лучшие шансы на выживание и которые сильнее зависят от вас. Всем подряд не уступишь, но именно им пойдите навстречу – скидками, отсрочками, возвратом неосвоенных авансов, кастомизацией своих услуг.


Интервью для информационного портала Leaders Today

Поделиться
Автор статьи
Эксперт, руководитель стратегического консалтинга АРБ Про