Эффективность компании: базовые понятия
Эффективность компании: базовые понятия
Этой новостью мы начинаем серию публикаций по финансовой тематике. Зоя Александровна Стрелкова - ведущий финансовый аналитик ГК "Институт Тренинга - АРБ Про", руководитель направления "Экономика компании" в серии видео-лекций рассказывает о финансовых инструментах контроля и повышения эффективности Компании в условиях экономического спада.
В последние 3-5 лет большинство компаний не могут похвастаться динамикой выручки выше 20%. Причин для замедления роста много. Большинство прогнозов сходятся в одном – в ближайшем будущем лучше не будет. Снижение динамики выручки часто сопровождается опережающим ростом расходов. На фоне кризиса 2008-2010 многие компании сумели сократить расходы. Но разовые мероприятия, пусть даже радикальные - это лишь сжатие пружины, которая рано или поздно распрямится и займет прежний объем. Так происходит в большинстве компаний – прежние, неэффективные практики сохранились и, как магнит, притягивают затраты.
Должны ли мы принять как данность то, что пришли трудные времена, и эффективность нашей деятельности теперь будет только снижаться? Конечно, нет. Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы повысить эффективность в долгосрочной перспективе.
Прежде всего –что такое эффективность? Для компании это прежде всего –рентабельность ее деятельности. Какими инструментами измерения эффективности мы располагаем?
Главный инструмент – это отчет о прибыли и убытках, который структурирован по видам доходов и расходов компании. В отчете мы разделяем расходы, которые живут и управляются по разным принципам:
- Себестоимость реализованного продукта (товаров, услуг, проектов, продукции)
- Косвенные операционные расходы
- Проценты по кредитам
- Налоги
Вычитая из выручки разные виды затрат, мы получаем разные виды прибыли:
- Валовую прибыль (ее часто называют «маржинальной»)
- Операционную прибыль
- Чистую прибыль
Эффективность компании мы определяем по трем показателям:
- Рентабельность по валовой прибыли
- Рентабельность по операционной прибыли
- Рентабельность по чистой прибыли
*Рентабельность = прибыль/выручку
Если компания действительно эффективна, на всех трех уровнях рентабельности будет положительная динамика к предыдущим периодам, или хотя бы сохранение значений на стабильном уровне. Зачем нам три показателя рентабельности? Каждый из них описывает определенную область деятельности компании.
Валовая прибыль (или маржинальная прибыль) – то, что остается на покрытие косвенных расходов компании, и на формирование прибыли. Рентабельность по валовой прибыли показывает, какая доля от выручки остается на эти цели. Именно повышение рентабельности по валовой прибыли – самый главный резерв для повышения итоговой рентабельности компании. От чего зависит рентабельность по валовой прибыли?
Рентабельность по валовой прибыли– это результат деятельности одновременно в 2х направлениях: - управления ценообразованием - управления себестоимостью
Все видео доступны по тегу #школа финансового директора