Сергей Макшанов отвечает на главные вопросы бизнеса
> Публикации
к новостям

Сергей Макшанов отвечает на главные вопросы бизнеса



Каким будет 2021 год для бизнеса, открывать свое дело или подождать, на что сделать ставку, чтобы развиваться даже в условиях пандемии и кризиса? В новом интервью на эти вопросы отвечает Сергей Макшанов.



В 2021 году ключевым фактором рыночного успеха станет сильная система управления. Ее отличает концентрированная власть, большой объем полномочий, который передан вниз, скорость принятия решений и мощные проектные группы, которые занимаются разработкой.

Нас ждет большая волатильность на всех рынках, кроме, высокотехнологичного IT и e-commerce. Успех бизнеса будет определяться высокой концентрацией мозгов и экстраординарно функционирующей системой управления с очень большим вовлечением владельцев.



«Ожидание — это не вид деятельности»

В 2020 году, согласно ряду исследований, был отмечен рост числа людей, задумавшихся: не пойти ли им в предпринимательство. Особенность в том, что бизнес — это ни разу не вегетарианское занятие.

Для эффективного бизнес-климата нужна решительная работа и политическая воля. В основном бизнесу очень сложно, его возможности, а в некоторых случаях и желание инвестировать гасятся условиями, которые созданы.



«Люди тянутся к целеустремленным компаниям, у которых взят четкий курс»

Население России, конечно, измотано ситуацией. Тревога — переживание, вызванное тем, что ничего не понятно. В такой ситуации люди тянутся к целеустремленным компаниям, у которых взят четкий курс.

Вместе с тем, многие до сих пор думают, что еще чуть-чуть и к нам приедет большая разноцветная радость. «Не приедет», — оптимистично говорю я вам. Надо самим создавать эту радость, своими руками и мозгами. И желательно не тянуть одеяло на себя, а искать возможности, чтобы всем было выгодно от взаимодействия.

Базовые потребности, кстати, как и люкс, никуда не денутся. Люди будут хотеть новинок, но по приемлемой цене. Поэтому основную часть спроса освоят те, кто, работая в мейнстриме ценового сегмента, будет постоянно давать новые предложения.



«Смысл креативности — выходить за свои пределы»

Все знают о вечной конкуренции «Кока-Колы» и «Пепси». До пандемии «Пепси» занимали полки в супермаркетах, а «Кока-Колы» было много в хореке. С закрытием гостиниц и ресторанов «Кока-Кола» заявила о планах выпустить слабоалкогольный напиток — хард-зельцер, что совершенно не характерного для компании.

Необходимо целенаправленно наращивать свою экспертизу (знания в профессиональных и общих областях), собирать навыки, получать разнообразный эмоциональный опыт, продуцентом которого является постоянный выход за свои пределы и экспериментирование. Важно приобретать прочные связи с людьми, которые в чем-то вас превосходят. Таких людей нужно находить и взаимодействовать с ними.



«Навык важнее знания»

Ты молодец, что знаешь, но почему не делаешь? Сейчас знаек надо менять на тех, кто умеет. Как получить навык из деятельности, которой до сих пор не было? Все просто — начать с этим работать. Не знать — не стыдно. Важно постоянно говорить себе: «Теперь я узнал, что я этого не знаю». Ситуация, когда человек считает, что он все знает, особенно руководитель бизнеса, опасна тем, что он не регистрирует область незнания, а это существование повышает риски.



«Необходим пересмотр стратегии под ракурсом диверсификации»

Рынок MICE в 2020 году получил сильнейший удар. Наиболее пострадавшая часть экономики — контактные сервисы. Дело не обязательно в пандемии, если мы говорим про те отрасли, которые зацепило. Могут быть санкции такого масштаба, что опять выключат международный туризм. Поэтому пересмотр стратегии, в том числе под ракурсом диверсификации, — это сегодня необходимость.

В России больше шести миллионов компаний, я думаю, что пять миллионов вообще не имеют никакой стратегии, идут да идут. Но есть отрасли креативной экономики, где ситуация заметно отличается. Прежде всего, гейминг. Игры для мобильных приложений, приставок и другого вида гаджетов продолжают лететь везде, даже в тех территориях, где пандемия не особо проявилась.



«В 2021 году платформенная бизнес-модель уступила место экосистеме»

В ключевой момент нужно вцепиться в базис системы управления. Что является базисом? Команда. Сейчас идет небывалая охота за топ-менеджерами по стране, им готовы платить любые деньги, потому что очень много зависит от того, кто встанет во главе команды.

Год будет более сложным. Гораздо полезнее принимать эту данность, как она есть, и наращивать все элементы в системах управления. У вас должны быть готовы планы A, B, C, D и далее по алфавиту на случай наступления разнообразных событий, чтобы на каждое «а если» уже все понимали, что тогда делаем.

Мы входили в 2020 год, имея явное и очевидное преобладание платформенной бизнес-модели над всеми остальными. В 2021 году платформенная бизнес-модель уступила место экосистеме. Экосистема в высокоприбыльных случаях предполагает колоссальную взаимовыгоду как для тех, кто строит экосистемы, так и для тех, кто смог туда войти. Если бизнес пока находится вне этого, то есть смысл начать думать, потому что создать свою экосистему или подключиться к существующей — дело не быстрое.



Полный текст интервью доступен на сайте издания: https://www.irk.ru/news/articles/20210209/business/

Поделиться
Автор статьи
Управляющий ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»