Креативность в бизнесе

Известная притча о лягушке и кипящей воде является популярной метафорой, иллюстрирующей постепенные изменения, которые могут оказаться опасными, если их не замечать. Притча гласит: если лягушку поместят в кипящую воду, она сразу выпрыгнет, но если лягушка будет находиться в холодной воде, которая медленно нагревается, то она не будет воспринимать опасность и погибнет.. Иногда мы не замечаем, как медленно, но верно меняются обстоятельства вокруг нас. Это может привести к серьезным последствиям. Необходимо обращать внимание на все изменения, даже если они происходят постепенно, и не бояться принимать меры, чтобы избежать беды.

Притча метафорически демонстрирует влияние рынка и потока изменений на бизнесы и их владельцев. Окружающая среда представляет собой кипящую воду, из которой пора выпрыгивать. Первое, что надо сделать – осознать необходимость меняться и трансформировать сознание в понимание, каким образом меняться. Второе – приступить к изменениям. Возникает вопрос: когда начинать действовать?
Примеры креативных решений проблем в бизнесе
Группа компаний «Деловые Информационные Системы» реализовала корпоративные проекты по цифровизации и автоматизации бизнес-процессов:
- Они создали тренажёры для промышленных и крупных компаний, таких как Северсталь и Роскосмос. Тренажеры позволяют отточить навыки рабочего персонала при помощи виртуальной реальности, прежде чем сотрудники приступят к практической деятельности. Например, при ремонте сложных турбин, где остановка может стоить несколько миллионов рублей, проще подготовить команду при помощи 3D-тренажера.
- Еще одно креативное решение было реализовано в рамках проблемы контроля наличия и отсутствия различных средств индивидуальной защиты. Решением стало внедрение камер машинного зрения для контроля персонала на производстве. Камеры позволяют вести диагностику потенциально опасного поведения, контролировать присутствие и поведение сотрудников в рабочей зоне, отслеживать качество и безопасность работы повышенной опасности. Данное решение принесло ощутимые результаты: камеры в чистом цехе определяли наличие белых перчаток на руках сотрудников с точностью до 98%.
На примере этих кейсов легко отследить тенденцию: креативные решения возникали за счет того, что IT-решения интегрировались в непривычный рынок и продукт. Для поиска нестандартных идей, создатели отвечали себе на два вопроса. Эти вопросы могут стать подсказкой для вас при поиске креативных решений в бизнесе:
- Что в моем направлении или бизнесе еще не сделали, в чем ценность нашей компании для клиентов?
- На что моя компания не решается, но на рынке это уже используется?
Что такое креативность? Как мыслить креативно?
Наша компания пришла к следующему определению креативности – это способность к конструктивному и нестандартному мышлению и поведению, постоянному осознанию и развитию своего опыта. Вокруг креативности много стереотипов и заблуждений, например, что креативность — удел избранных или врождённое качество.
На самом деле креативность можно развивать любому человеку, осваивая приемы, навыки и обходя ошибки поиска идей.
Существует 3 типичные ошибки поиска идей:
- Поиск в ограниченных областях;
- Критика на стадии генерации идей;
- Попытка на волевом ресурсе «дожать» поиск в ситуации тупика.
Из этих ошибок вытекают советы, помогающие «поймать идею за хвост».
Во-первых, при генерации идей найдите девять различных областей, где может находиться нужное решение. Области – это подходы к поиску решения, взгляды на проблемную ситуацию. Почему именно девять? Обычно первые пять версий довольно предсказуемые и типичные, ваша креативность проснется и выдаст по-настоящему новые решения после первых пяти ответов.
Во-вторых, на поиск креативных решений нужно отводить не менее 20-30 минут. Последовательность идей при генерации – это распространение ассоциативной сети в мозгу. Более оригинальные ответы – это объединение отдаленных смысловых узлов сети, для активации и объединения которых нужно больше времени. «Первые идеи менее оригинальны по сравнению с завершающими» – писал Тодд Любарт в своей книге, посвященной креативному мышлению.
В-третьих, важно сделать паузу и переключиться на иную деятельность: занятие спортом, чтение, выполнение рабочих задач, отдых, перекус. Зачастую именно в момент полного переключения внимания приходит правильное решение.
В-четвертых, соединяйте и комбинируйте. Сочетайте несочетаемое, так вы сможете прийти к творческому решению.
Глобальный производитель фурнитуры начал деятельность в 1907 году с маленькой мастерской в Германии. В настоящее время масштабы производства выросли до 50 компаний и сбыту в 35 странах. Такая глобальная компания тоже достигает своего предела. Перед ней становится выбор собственной стратегии развития из разных вариантов:
- Покупка других компаний в своей отрасли
- Вертикальная интеграция – покупка компаний производителей стеклопакетов и профильных систем
- Покупка IT компании
В этом кейсе компания выбрала последний вариант. IT компания Ela-Soft разрабатывает системы управления и организации зданий для обеспечения безопасности. Объединяет все технические подсистемы в единый и простой в использовании интерфейс. Такое креативное решение связало производство фурнитуры и систему охраны. Это позволило сделать бизнес-продукт более надежным и конкурентоспособным.
В-пятых, экспериментируйте и ошибайтесь. В ходе эксперимента рождается нечто новое, именно поэтому эксперимент стоит вложенных ресурсов. Ошибки двигают границы опыта, меняют взгляд на ситуации, подталкивают к совершению инноваций.
В-шестых, сбросьте ограничения. Речь идет о стереотипах, в которых мы живем с самого рождения. Поменяйте привычный подход к работе и поиску идей, обратите внимание на то, что всегда критиковали и не воспринимали всерьез. Попробуйте реализовать нечто непривычное для вашей рутины.
В-седьмых, наблюдайте за окружающим миром, замечайте микро-тренды и обязательно задавайтесь вопросами:
- Куда это все идет?
- Что это значит для меня?
- Какое направление инноваций задается?
Что может быть источником инноваций
Одни из самых главных источников инноваций – сотрудники и клиенты. Помимо этого, существуют и другие:
- Конкурентная разведка
- Поставщики
- Академические партнеры и научная литература
- Отраслевые аналитики
- Ускорители и инкубаторы
- Корпоративный инвестиционный капитал
- Внешние консультанты по генерации идей
- Банкиры и венчурные капиталисты

Марк Рендел создал программу Kickbox, опираясь на внутренний опрос: 94% сотрудников компаний хотели вносить больше инноваций. Основные причины, почему они этого не делали: отсутствие времени и пошаговой инструкции. Помимо этого, у сотрудников был сложный доступ к ресурсам. На тот момент в компании уже была корпоративная программа по инновациям, однако для реализации идеи надо было доказать, что она хороша, оформить много документов и прийти на множество совещаний.
Компания Adobe разработала и предложила любому желающему сотруднику красную коробку, содержащую «набор новатора» и двухдневный курс.
Содержание красной коробки:- Шариковая ручка
- 2 пачки стикеров
- Записная книжка
- Шоколадный батончик
- Подарочная карта Starbucks на $10
- Банковская карта с $1000, которые можно тратить без необходимости отчитываться перед руководителем
- Инструкция по прохождению 6 уровней развития идеи
Самое интересное, что после прохождения всех уровней развития идеи, сотрудник получает голубую коробку. Она содержит бюджет для реализации идеи и доступ к ресурсам компании. По данным компании Adobe, более 20% выручки формируется за счет идей, которые были предложены сотрудниками при помощи красных коробок.
Что мешает креативному процессу?
Ментальные тормоза – это установки, которые препятствуют креативному мышлению.
- Тролль-самоед. Вы постоянно твердите себе, что вы не креативный.
- Олимпийский синдром. Стремитесь достичь идеального результата быстро.
- Белка в колесе. Сотруднику, который находится в режиме многозадачности и горящих дедлайнов, точно не до креативности.
- Улитка. Человек закрывает для себя возможность креативить, если не готов выйти из зоны комфорта.
- Ретро-дед. Следование хорошему и проверенному знанию и опыту, подверженность стереотипам.
Проклятие эксперта
Проклятьем эксперта или «ошибкой подтверждения» называют когнитивное искажение, при котором человек склонен придавать большее значение информации, которая подтверждает его уже существующие убеждения или гипотезы. При этом человек игнорирует или недооценивает информацию, которая противоречит его мнению. Это явление может проявляться на разных уровнях — от повседневной жизни до научной деятельности.
Примеры удивительных заблуждений экспертов:
- «640 Кб должно быть достаточно для каждого» — слова Билла Гейтса в 1981 году..
- «Да кого, к чертям, интересуют разговоры актеров?» — Реакция Warner Brothers — на использование звука в кинематографе в 1927 году..
- «Бурение земли в поисках нефти? Вы имеете в виду, что надо сверлить землю для того, чтобы найти нефть? Вы сошли с ума» — сказал в свое время Эдвин Дрейк, американский бизнесмен и первый американец, успешно пробуривший нефтяные скважины.
Креативный подход становится ключевым фактором успеха в современном мире. Креативность не только способствует разработке инновационных продуктов и услуг, но и помогает компаниям адаптироваться к изменениям рынка, устанавливать доверительные отношения с клиентами и выделяться среди конкурентов. В конечном счете, бизнес, который активно поощряет креативность, способен не только преодолеть вызовы, но и раскрыть новые горизонты возможностей, опережая время и устанавливая новые тренды. Креативность — это не просто дополнительный навык, а основа для создания устойчивого успеха в бизнесе XXI века.