Какое влияние оказывает финансовая грамотность на управление компанией и принятие решений?
> Публикации
Финансы

Какое влияние оказывает финансовая грамотность на управление компанией и принятие решений?

Какое влияние оказывает финансовая грамотность на управление компанией и принятие решений?
На первый взгляд вопрос, заданный в заголовке статьи, кажется странным, а ответ на него (во всяком случае – краткий) представляется очевидным: конечно, влияние будет позитивным, а решения – более взвешенными. Однако, практика показывает, что порой даже очевидные, казалось бы, факты требуют подтверждения – и это как раз наш сегодняшний случай. Кроме того, помимо доказательства «теоремы о пользе финансовой грамотности», мы поговорим и о некоторых нюансах влияния, которое эта грамотность оказывает на бизнес-процессы.

Для решения первой нашей задачи применим доказательство «от противного»: представим себе упрямого оппонента, который убежден, что узким специалистам компании финансовая грамотность вовсе ни к чему.  Но два банальных тезиса опровергают эту точку зрения:

  1. Главная задача любого бизнеса – приносить прибыль. Философия компании, идеология, эстетика – при всей важности этих вещей, их невозможно воплотить в жизнь в компании, которая не приносит доход;
  2. Усилия всех сотрудников должны быть направлены на решение этой главной задачи;

Таким образом, наш гипотетический оппонент, нанимая сотрудника, не обладающего необходимыми знаниями в области финансов, буквально «стреляет себе в ногу», крайне неэффективно расходуя свои средства – ясно, что при прочих равных конкуренты на рынке опередят его. Кроме того, в статьях о стратегировании мы неоднократно указывали на важность информационного обеспечения деятельности компании, а потому само понятие «узкий специалист» для стратегирующего менеджмента является неприемлемым – ведь «узкий специалист» требует дополнительных затрат по обеспечению коммуникации между ним и его коллегами. Суммируем: менеджер, считающий возможным наем сотрудника, не разбирающегося в финансах, как минимум несет неоправданные расходы, как максимум – затрудняет циркуляцию информации внутри компании, что лишает бизнес мобильности. А мобильность и скорость реакции – ключевые составляющие не только успеха, но и просто выживания любой компании на рынке. Теорема доказана.

финансовая грамотность менеджеров

Теперь, решив основную задачу, поговорим о деталях. Ясно, что финансовая грамотность полезна, но какую конкретно пользу она приносит помимо упрощения процесса коммуницирования? В одном из наших текстов мы говорили о способах управления затратами компании; самыми прогрессивными методами мы признали кайзен-костинг и сопутствующий ему таргет-костинг. В отличие от других, более стандартных методик, успешное применение этих технологий полностью зависит от понимания сотрудниками не только запросов и возможностей потенциальных клиентов, но и финансовых возможностей самой компании. Бизнес, строящий свою стратегию на основе кайзен-костинга по максимуму реализует принципы стратегирования: каждый работает на достижение результата, каждый предлагает свои идеи по совершенствованию логистики, внедрению новых технологий e.t.c. Но эффективной эта работа может быть только в том случае, когда сотрудники понимают, какие из их предложений обладают коммерческим потенциалом, а какие – нет; без этого понимания менеджмент компании просто потонул бы в потоке креатива – прекрасных идей, увы не реализуемых на практике. Чтобы уже на раннем этапе отделить «зерна от плевел», сотрудник должен быть знаком с данными анализа по таргет-группам, должен представлять примерную итоговую стоимость продукта и понимать, что в финансовом плане даст внедрение той или иной технологии.

 Таким образом, финансовая грамотность необходима в той или иной мере каждому сотруднику, чтобы бизнес мог успешно применять наиболее современные технологии управления затратами – равно как и любые другие технологии, направленные на увеличение прибыли компании; а ведь это и является нашей главной задачей, не так ли?