Методы стратегического управления затратами
Как известно нашим постоянным читателям, в наших статьях мы освещаем самые различные аспекты ведения бизнеса. Мы рассказываем об инновациях в сферах маркетингового анализа и стратегического планирования. Мы говорим о различных методиках рекрутинга и показываем, как можно визуализировать результаты исследований рынка и конкурентов; наконец, мы объясняем, какие компетенции являются приоритетными для топ-менеджмента и какими качествами должна обладать успешная современная компания.
До сих пор мы писали о понятиях сложных и не всегда очевидных, и сегодня настало время «вернуться к основам». Мы сказали «успешная компания» – какой же смысл мы вложили в эти слова? Развивающаяся, динамичная, технологичная, обладающая собственной философией?
Безусловно. Но все эти характеристики теряют значение без главного, основополагающего критерия успеха – прибыльности. Да, вот так просто – бизнес должен зарабатывать, и доход должен превышать затраты. Повышение квалификации персонала, долгосрочное планирование и маркетинговый анализ – все эти процессы крайне важны и имеют прямое отношение к росту доходов вашего бизнеса – но все они требуют и затрат. Таким образом, умение предельно точно рассчитать эти затраты выходит на первый план и становится ключом к сбалансированному развитию бизнеса.
Разумеется, существуют тщательно разработанные и апробированные методики расчета затрат. Основных моделей всего четыре – давайте познакомимся с ними, чтобы выбрать ту, которая наиболее подходит вашей организации. Начнем с классики, вернее со стандарта.
Да, метод так и называется. Термин предельно прозрачный и буквально «сам себя объясняет», заключая в себе понимание «стандарта» как заранее исчисленных затрат на производство единицы продукции в сочетании с денежным выражением этих затрат («кост»). Суть метода в определении понятия «нормы» – и в ее корректировке по мере необходимости. Алгоритм применения методики сводится к следующим действиям:
- нормирование затрат по статьям;
- формирование нормативных калькуляций продукции (в целом и по этапам);
- учет затрат по нормам и отклонений от них;
- анализ отклонений;
- корректировка калькуляций;
К достоинствам метода, безусловно, стоит отнести его транспарентность: при отклонениях от нормы вы легко установите причину их появления. Еще один важнейший плюс в том, что само понятие стандарта дает вашему бизнесу мощную опору, точку отсчета, а также мотивирует и дисциплинирует сотрудников. Система стандарт-кост давно и успешно работает во всем мире, в том числе и в России, где она применяется практически всеми крупными предприятиями, специализирующимися на энергоресурсах («Газпром», «Роснефть», «Лукойл»). В то же время «стандарт-кост» по понятным причинам не слишком хорошо подходит компаниям с широким ассортиментом продукции, так как разработка «стандарта» для каждого вида товара технически сложна и де-факто – нерентабельна. Чем выше диверсификация производства вашего бизнеса – тем меньше эффективность методики.
В переводе с английского – система учета прямых затрат. Суть этой системы и главное ее преимущество состоит в том, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат (постоянные расходы собираются на отдельном счете). Ключевой показатель здесь – маржинальный доход компании. Директ-костинг идеально подходит для малого и среднего бизнеса, для тех, кому необходимо иметь возможность максимально оперативно вносить необходимые поправки в свои расчёты. Главная опасность, связанная с применением метода, кроется в процессе разделения переменных и постоянных расходов – ошибка здесь может стоить очень дорого.
Эта система была разработана в Японии – и для большинства американских, европейских и российских компаний по-прежнему остается чем-то из области экзотики (хотя такие гиганты как Nissan и Toyota давно опираются именно на нее). Таргет-костинг, в отличие от традиционных способов ценообразования, предусматривает расчет себестоимости изделия, исходя из заранее установленной цены реализации: цена определяется с помощью маркетинговых исследований, а далее вся компания трудится над созданием продукта, отвечающего целевой себестоимости. Несмотря на сегодняшнюю непопулярность на российском рынке, методика таргет-костинга определенно заслуживает вашего внимания и изучения как обладающая огромным потенциалом.
Эта методика тесно связана с предыдущей – и не только благодаря общей Родине – Японии. Кайзен-костинг работает «в паре» с таргет-костингом, только, в отличие от последнего, не на этапе разработки, а на этапе производства продукции. Глобальной целью этого метода является снижение стоимости товара без потери качества. В идеале в этот процесс должны быть вовлечены все сотрудники компании – каждый вносит свои идеи по улучшению и упрощению производственного процесса. Это современный и весьма перспективный метод, открывающий бизнесу множество новых возможностей.
Таковы основные методы управления затратами; теперь, когда вы с ними знакомы, вам предстоит выбрать систему, наиболее подходящую вашему бизнесу. К этому решению стоит подойти максимально взвешенно – ведь правильный выбор в данном случае станет надежным фундаментом вашего успеха.
До сих пор мы писали о понятиях сложных и не всегда очевидных, и сегодня настало время «вернуться к основам». Мы сказали «успешная компания» – какой же смысл мы вложили в эти слова? Развивающаяся, динамичная, технологичная, обладающая собственной философией?
Безусловно. Но все эти характеристики теряют значение без главного, основополагающего критерия успеха – прибыльности. Да, вот так просто – бизнес должен зарабатывать, и доход должен превышать затраты. Повышение квалификации персонала, долгосрочное планирование и маркетинговый анализ – все эти процессы крайне важны и имеют прямое отношение к росту доходов вашего бизнеса – но все они требуют и затрат. Таким образом, умение предельно точно рассчитать эти затраты выходит на первый план и становится ключом к сбалансированному развитию бизнеса.
Разумеется, существуют тщательно разработанные и апробированные методики расчета затрат. Основных моделей всего четыре – давайте познакомимся с ними, чтобы выбрать ту, которая наиболее подходит вашей организации. Начнем с классики, вернее со стандарта.
Стандарт-кост
Да, метод так и называется. Термин предельно прозрачный и буквально «сам себя объясняет», заключая в себе понимание «стандарта» как заранее исчисленных затрат на производство единицы продукции в сочетании с денежным выражением этих затрат («кост»). Суть метода в определении понятия «нормы» – и в ее корректировке по мере необходимости. Алгоритм применения методики сводится к следующим действиям:
- нормирование затрат по статьям;
- формирование нормативных калькуляций продукции (в целом и по этапам);
- учет затрат по нормам и отклонений от них;
- анализ отклонений;
- корректировка калькуляций;
К достоинствам метода, безусловно, стоит отнести его транспарентность: при отклонениях от нормы вы легко установите причину их появления. Еще один важнейший плюс в том, что само понятие стандарта дает вашему бизнесу мощную опору, точку отсчета, а также мотивирует и дисциплинирует сотрудников. Система стандарт-кост давно и успешно работает во всем мире, в том числе и в России, где она применяется практически всеми крупными предприятиями, специализирующимися на энергоресурсах («Газпром», «Роснефть», «Лукойл»). В то же время «стандарт-кост» по понятным причинам не слишком хорошо подходит компаниям с широким ассортиментом продукции, так как разработка «стандарта» для каждого вида товара технически сложна и де-факто – нерентабельна. Чем выше диверсификация производства вашего бизнеса – тем меньше эффективность методики.
Директ-костинг
В переводе с английского – система учета прямых затрат. Суть этой системы и главное ее преимущество состоит в том, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат (постоянные расходы собираются на отдельном счете). Ключевой показатель здесь – маржинальный доход компании. Директ-костинг идеально подходит для малого и среднего бизнеса, для тех, кому необходимо иметь возможность максимально оперативно вносить необходимые поправки в свои расчёты. Главная опасность, связанная с применением метода, кроется в процессе разделения переменных и постоянных расходов – ошибка здесь может стоить очень дорого.
Таргет-костинг
Эта система была разработана в Японии – и для большинства американских, европейских и российских компаний по-прежнему остается чем-то из области экзотики (хотя такие гиганты как Nissan и Toyota давно опираются именно на нее). Таргет-костинг, в отличие от традиционных способов ценообразования, предусматривает расчет себестоимости изделия, исходя из заранее установленной цены реализации: цена определяется с помощью маркетинговых исследований, а далее вся компания трудится над созданием продукта, отвечающего целевой себестоимости. Несмотря на сегодняшнюю непопулярность на российском рынке, методика таргет-костинга определенно заслуживает вашего внимания и изучения как обладающая огромным потенциалом.
Кайзен-костинг
Эта методика тесно связана с предыдущей – и не только благодаря общей Родине – Японии. Кайзен-костинг работает «в паре» с таргет-костингом, только, в отличие от последнего, не на этапе разработки, а на этапе производства продукции. Глобальной целью этого метода является снижение стоимости товара без потери качества. В идеале в этот процесс должны быть вовлечены все сотрудники компании – каждый вносит свои идеи по улучшению и упрощению производственного процесса. Это современный и весьма перспективный метод, открывающий бизнесу множество новых возможностей.
Таковы основные методы управления затратами; теперь, когда вы с ними знакомы, вам предстоит выбрать систему, наиболее подходящую вашему бизнесу. К этому решению стоит подойти максимально взвешенно – ведь правильный выбор в данном случае станет надежным фундаментом вашего успеха.