Эффективная система управления позволяет развиваться и в антитренде
– В нашем подходе – это стратегия продукта, стратегия его продвижения к клиентам и потребителям и стратегия персонала. Это разные виды деятельности, а системообразующей является стратегия продукта.
– Насколько стратегическое планирование близко российскому бизнесу? Или же многие компании предпочитают жить «одним днем»?
– Порядка 3,5 тысяч компаний, которые находятся с нами в прямом контакте в последнее время, управляются с учетом нашей концептуальной версии, знакомы с этим подходом. Скорее всего, эта цифра больше, корректного исследования на данный момент назвать не могу, но есть представление о том, что компаний с легитимно зафиксированной стратегией, которую собственники объявили сотрудникам и или рынку, – в пределах 10%.
Конечно, это маленький процент, учитывая, что в России около 7,5 млн бизнесов.
Остальные имеют какую-то совокупность взглядов на будущее своего бизнеса, но скорее объединены короткой дистанцией. А так, чтобы бить на стратегическую перспективу – 10-15 лет, – таких все-таки гораздо меньше.
– Вы – главный спикер форсайт-конференции «Базовые стратегии». Меняется ли вектор вашего выступления в зависимости от территории проведения мероприятия?
– Меняется, как и то, что касается мирового фона. Допустим, если мы говорим про Восточную Сибирь, рядом с которой находится Юго-Восточная Азия и где другой рисунок условий, в которых ведется бизнес, другой уровень популяции, другая структура отраслей, то мы это, безусловно, учитываем.
Понятно, что Россия – огромная страна, и у нас достаточное количество регионов, которые устойчиво растут, и мы можем четко описать взятый ими курс. Скажем, есть Белгородская область, – там наконечник развития – агрокомплекс.
Каждый регион имеет свое неповторимое лицо, и Ульяновская область – это не Самарская губерния.
– А каким вы увидели наш регион?
– У вас я вижу последовательную работу по привлечению прямых иностранных инвестиций, причем именно нацеленную на мировых лидеров, на лидеров отраслей, на высокотехнологичные компании. У Калужской области, которая была и остается чемпионом по привлечению инвестиций, более широкий такой спектр, и это тоже похвально.
Кроме того, в Ульяновской области мы видим заметную активность по поощрению бизнес-образования, бизнес-квалификации разного рода и по развитию логистики в том числе. Даже это событие (конференция) является для меня таким из ряда вон выходящим в хорошем смысле.
Открытие европейского хаба для экспорто ориентированных компаний – это тоже шаг, вызывающий серьезное улучшение бизнес-настроения, который делает честь Ульяновской области.
Среди того, что сейчас заявляет правительство региона, отмечу и формирующуюся серию кластеров, где и альтернативная энергетика, и более высокий уровень диверсификации. И коль мы говорим о том, как выглядит картинка идеального будущего, которое существует пока только в наших головах и наших желаниях, то, конечно, чем более диверсифицирована экономика, тем она более устойчива и создает больше возможностей.
Тем не менее, есть флагманский таран. В вашем журнале («Деловое обозрение». – Прим. ред.) я прочитал о том, что в Ульяновской губернии возможна своя «силиконовая долина». Почему бы и нет? В России сохраняется хорошая математическая школа и т.д. Но, чтобы эта «силиконовая долина» возникла, нужны большие усилия, потому что система не дает такие результаты по щелчку до момента, пока не достигнет существенной динамики по росту популяции, транзита, количества отраслей, совокупности всех созданных условий. Это большая-пребольшая работа.
«В Ульяновской губернии возможна своя «силиконовая долина». Но, чтобы она возникла, нужны большие усилия, потому что система не дает такие результаты по щелчку до момента, пока не достигнет существенной динамики по росту популяции, транзита, количества отраслей, совокупности всех созданных условий. Это большая-пребольшая работа»
И мне кажется, у вас есть очень большие возможности по тому, что уже попало в финансирование будущих периодов, где виден самый динамичный прирост поддержки, – это агросектор. Особенно если там будут вещи, связанные с экологичностью, натуральными продуктами, продуктами, которые обладают повышенной функциональностью и всему тому, что увеличивает транзит.
У вас есть активность в плане того, чтобы все больше людей узнавали про существование Ульяновской области, ее возможностей. Не сомневаемся, что в обозримом пятилетнем будущем область станет другой.
– На форсайт-конференции вы помогаете бизнесу заглянуть в будущее, рассказываете о перспективных трендах, ситуации в мировой и российской экономике. А что у слушателей вызывает наибольший интерес?
– Мероприятию 16 лет, и ситуация меняется. В момент, когда до 2008 года экономика динамично развивалась, безусловно, был запрос на концепции, на вещи, которые относятся к связи России к глобальной экономике.
Сейчас, конечно, больше запрос на рецептурные знания, и в этом году мы сделали серьезное переформатирование содержания конференции. В регионах мы в первую очередь ведем разговор о действиях, – что делать? Точнее, что сделать? Очень-очень хорошо, если после нашего расставания хотя бы 10% слушателей выполнили полную реализацию того, что предлагалось, – мы же конкретные вещи предлагаем!
– Вы уделяете большое внимание теме экспорта, выхода на внешние рынки, которая актуальна и для ульяновского бизнеса. А в чем вы видите здесь главный камень преткновения?
– Объем высокотехнологичных производств, которые направлены на высокие переделы. Это означает, что нужны большие инвестиции с достаточно продолжительным периодом возврата, и именно индустриальные. Задел для долговременной позитивной динамики – это масштабные и, самое главное, растущие год от года инвестиции в сложное оборудование, в станкостроение, во все то, что касается биотеха, приложения шестого технологического уклада. Это очень инвестиционно емкие вещи.
– Что скажете об уходящем годе? Что вас больше всего поразило?
– В силу нашей высокой вовлеченности в то, что происходит внутри компаний (я и мои коллеги основное время работаем внутри бизнесов – разрабатываем, внедряем концепции, стратегии, те или иные решения) – это степень влияния эффективной системы управления на ситуацию. Когда отрасль едет вниз, а компания демонстрирует рост, превышающий 50%. И таких примеров сотни. Эффективная система управления позволяет развиваться и в антитренде.