Скачок с переворотом
У российских компаний, которые имеют амбиции к серьезному росту, остается пять лет, чтобы подготовиться к этапу разворота мировой экономики в рост. Именно 2018 год — должен стать временем массового перехода в рынок, сформированный товарами и услугами 6‑го технологического уклада (особенность этого технологического уклада состоит в резком снижении энергоемкости и материалоемкости производства, в конструировании материалов и организмов с заранее заданными свойствами — прим.ред).
Чтобы бизнес мог выбрать правильную стратегию, нужно учесть текущую экономическую ситуацию и тренды. Сегодня российская экономика вошла в период стагнации, который затянется надолго, если не будет значительного роста цен на углеводороды и улучшений в бизнес‑климате. Усугубляет ситуацию продолжающийся отток капитала из страны (по прогнозу Минэкономразвития, в 2013 г. это может быть $ 50 млрд).
Масштабные инфраструктурные проекты под Олимпиаду и чемпионат мира по футболу 2018 реализуются, но только со временем будет понятен их экономический эффект. Инфраструктурные проекты, финансируемые государством, безусловно, генерируют внутренний спрос, но не для всех, посему возможности большинства компаний среднего и малого бизнеса — в построении системы стратегического управления, сохранения роста рентабельности. Поскольку уровень консолидации большинства отраслей в российской экономике низок (топ‑3 игроков отрасли редко занимают хотя бы 30 % рынка), это дает шанс эффективным компаниям в практически каждой отрасли достичь кратного устойчивого роста за счет как поглощений, так и роста на собственном ресурсе. Возникает вопрос: как же действовать?
Существует базовая стратегия, которую могут взять на вооружение собственники и руководители, — это стратегия импортзамещения. Для этого нужно понять, что ваш бизнес может производить, замещая импортные товары / услуги (для производства)? Как вы можете повлиять на рост выпуска и продаж товаров взамен импорта (для ритейла)? Смысл в том, что нацеливаясь на вытеснение импортного продукта, вы берете самую высокую планку по качеству как продукта, так и системы дистрибуции.
Другая стратегия — найти место для бизнеса в шестом технологическом укладе через собственное производство, НИОКР, участие в цепочке поставок лидеров рынка — пионеров шестого технологического уклада.
Самая здоровая, динамичная категория продуктов сегодня не имеет отраслевой специфики, а имеет ценовую специфику, это премиальные товары (причем любые от носков до автомобилей). Поэтому третий путь — развивать предложение в премиальном ценовом сегменте. Во всех случаях необходимо быть лидером в борьбе за персонал, участвовать в создании новых кластеров на территории РФ.
Автор: Сергей Макшанов управляющий ГК «Институт Тренинга — АРБ Про» Базовые стратегии 2013 для собственников и руководителей бизнеса в России У российских компаний, которые имеют амбиции к серьезному росту, остается 5 лет, чтобы подготовиться к переходу на новый уровень, который связывают с 6‑ым технологическим укладом