Почему в разных компаниях управленческий учет может быть разным?
> Публикации
Финансы

Почему в разных компаниях управленческий учет может быть разным?

Почему в разных компаниях управленческий учет может быть разным?
Данная статья – прямое продолжение предыдущей, в которой мы познакомились с предметом сегодняшней беседы – управленческим учетом, а заодно – с его постоянными спутниками – учетом бухгалтерским и финансовым. Надеемся, тот текст вами уже прочитан и оценен, но все же на всякий случай, напомним основные тезисы из него – чтобы двигаться дальше, уже не оборачиваясь назад.

Итак, мы выяснили, что бухгалтерский учет, как и его составная часть – учет финансовый, нужны в первую очередь для предъявления данных внешним контролирующим персонам и организациям: бухучет – для государства, финучет – для инвесторов, действующих и потенциальных. Управленческий же учет является основным инструментом исключительно сотрудников компании, в особенности – топ-менеджмента, несущего ответственность за принятие ключевых решений. В отличие от громоздких, сухих и неповоротливых компаньонов, управленческий учет имеет дело не с прошлым (сведение данных по всем завершенным операциям на всех направлениях работы компании), а с настоящим и будущим вашего бизнеса; причем, если мы продолжим нашу «военную» метафору, управленческий учет работает, как правило, не по всей «линии фронта», а в самых горячих точках – там, где оперативная корректировка бизнес-процессов требуется больше всего. Мы называли все три вида учета спутниками и компаньонами, но с точки зрения бизнеса правильнее было бы назвать финансовый и бухгалтерский учет сателлитами, союзниками в подчиненной роли – ведь они отчитываются post factum о тех достижениях, которые были достигнуты с помощью управленческого учета – вашей главной опоры.

Воздав должное роли управленческого учета, давайте скажем и о главном (если не единственном) его недостатке – относительно невысокой точности. Эта самая относительность определяется руководством и может варьироваться даже внутри одной компании с течением времени – в зависимости от появления новых факторов и изменения рыночных условий. У каждого бизнеса свои представления о допустимой погрешности в управленческом учете. Пекарня считает рубли, хлебозавод – миллионы.

Компании отличаются не только масштабом, но и направлением деятельности, что также сказывается на ведении управленческого учета. Например, в сфере высоких технологий даже компании-гиганты обязаны находиться в постоянной готовности резко менять саму стратегию развития, ведь эта область рынка – одна из наименее предсказуемых; пребывание в этом состоянии готовности требует постоянных и частых подведений итогов, и, конечно, это значит, что управленческий учет в IT-бизнесе должен проводиться значительно чаще, чем в других компаниях, работающих в более стабильных и предсказуемых секторах рынка.

Чем отличаются финансовый, бухгалтерский и управленческий учет

Третья фундаментальная причина, по которой управленческий учет вестись совершенно по-разному, заключается в основном способе управления затратами, которым руководствуется тот или иной бизнес. Давайте отмотаем несколько страниц назад в нашем блоге и взглянем на статью, где мы эти способы перечисляем. Нужно ли пояснять, что система стандарт-костинга существенно отличается от, скажем, кайзен-костинга? Последний используется максимально клиентоориентированными компаниями, существенная часть аналитической деятельности которых направлена на изучение желаний и возможностей потенциальных покупателей; разумеется, управленческий учет как часть этой системы, также должен сделать для себя это направление приоритетным.

На самом деле количество причин, по которым управленческий учет может проводится по-разному, примерно равно количеству компаний на планете Земля – мы привели лишь несколько наглядных примеров, подтверждающих, что эта разница не только допустима, но и абсолютно нормальна. Более того, управленческий отчет, на наш взгляд, и должен нести в себе индивидуальные черты – как отпечаток пальца или ключ; ведь этот инструмент используется руководителем постоянно, в том числе – и в критических ситуациях. А значит, сделать его применение максимально эффективным в конкретной компании - одна из важнейших задач менеджера этой компании.