Управление по ценностям | АРБ-Про
> Публикации
Стратегия
Опубликовано в

Управление по ценностям

Управление по ценностям

Чем запомнился в бизнес-сообществе и какие перспективы открыл 2018 г. и чего можно ожидать от 2019 г.

Российская экономика продолжает расти значительно медленнее мировой — 1,6–1,7% против 4% в 2018 г., доля ее сокращается. В таких условиях реальному бизнесу оставаться в строю и даже инвестировать в рост могут помочь только активные действия. Способных на это компаний много, они есть в каждом регионе, отрасли и сегменте экономики.

Глобальный рейтинг Doing Business 2019 сигнализирует об улучшении показателей России — она поднялась на 31-е место. Но нужно учитывать, что при составлении этого рейтинга Всемирный банк проанализировал данные только по Москве и Санкт-Петербургу, что не отражает ситуацию в целом по стране. Да, Россия теперь между Испанией (30-е место) и Францией (32-е место) по уровню комфортности ведения бизнеса, однако этот показатель позитивно влияет на бренд страны и мало что дает предпринимателям на местах.

Подобное положительное воздействие оказал и чемпионат мира по футболу — 2018, особенно на экономику регионов, принимавших матчи. Прирост показателей ВРП во втором квартале составил порядка 0,1–0,2% ВРП. Сегмент HoReCa (индустрия гостеприимства — общественное питание и гостиничное хозяйство) отметил рост среднего чека на период ЧМ по всей стране. В городах — хозяевах матчей выручка в период проведения мундиаля выросла на 31%, а всего по России — на 16%. Отсроченный эффект временно выросшего туристического потока будет виден в 2019 г., когда часть гостей решит вернуться для более обстоятельного знакомства со страной или регионом.

Российская Федерация продолжает оставаться в условиях давления внешних сил и нарастающего объема санкций, и здесь нужно учитывать два важных аспекта. С одной стороны, это стимулирует развитие отечественной экономики и импортозамещения. С другой — закрывается доступ к длинному и дешевому западному финансированию, а также к технологиям. К этому придется привыкать и находить иные пути развития.

В регионах, как всегда, картина очень пестрая. По результатам 2018 г. 48 областей значительно опережали экономические показатели в целом по стране. Темп роста их валового регионального продукта был выше темпа роста валового внутреннего продукта. Эти 48 регионов вместе создают 71% ВВП, около 49 трлн руб. При этом показатели 30 областей росли медленнее ВВП, а четыре территории ушли в отрицательные результаты: республики Коми и Бурятия, Кировская и Волгоградская обл.

Что отличает локомотивы роста от «середнячков»

  1. Контактная, умеющая слышать запросы бизнеса администрация региона, дающая зеленый свет любым инициативам по созданию новых предприятий, рабочих мест и развитию территорий присутствия.

  2. Активный экспорт продукции в дальнее зарубежье. В каждом регионе есть много товаров и услуг, потенциально пригодных для вывоза. Чего реально не хватает, так это предпринимательской инициативы, настойчивости и решимости довести экспортный проект до конца. Поэтому вопрос создания или развития такого направления должен быть в центре внимания первого лица компании. Администрации ряда областей помогают своим предприятиям, организуя бизнес-миссии по региональному признаку и давая различные преференции экспортерам.

На что обратить внимание управленческим командам в 2019 году

Развивайте систему управления компанией. В каждый новый бизнес-период надо трансформироваться, качественно изменяться. Для этого должны быть продуманы процедуры сбора идей и отслеживания прогресса, настроены системы мотиваци и мониторинга продвижения к целям. В 2017–2018 гг. отмечено быстрое устаревание традиционных бизнес-моделей. Для ряда отраслей это становится фатальным, их ожидает полное переформатирование вплоть до исчезновения. В других отраслях возможна трансформация без разрушения. В числе первых, например, автодилинг, который очень быстро станет ненужным звеном цепи (в Европе и США это уже так). Среди вторых — традиционный ритейл, там успешные игроки станут омниканальными, предложат контрастный, оригинальный ассортимент и уникальные услуги. Надо думать, как сохранять нужность для своего клиента. И главное: все амбициозные планы становятся не важны, если на работу приходят немотивированные сотрудники, которые трудятся без всякого желания, общаются с клиентами без огонька. Люди — самый ценный капитал, источник активов, и заботиться о нем надо не на словах, а на деле. Стратегия компании должна учитывать ценность каждого сотрудника, клиента и партнера. Управление по ценностям — это тема ближайшего будущего.