Цифровая эпоха: почему и как это касается каждого бизнеса
> Публикации
Маркетинг
Опубликовано в

Цифровая эпоха: почему и как это касается каждого бизнеса

Цифровая эпоха: почему и как это касается каждого бизнеса
Цифровые технологии — это не просто переход от тетрадей и книг учета к цифровым кассам и датчикам. Эти решения «ломают» привычные бизнес-модели и трансформируют традиционные рынки, повышая эффективность бизнеса во многих отраслях.

Вектор операционный: цифровизация и автоматизация функций бизнеса

Одной из первых цифровизация охватила системы финансового учета. После появления онлайн-касс сложно представить организацию, которая работает «с тетрадками»: все перешли на цифру и чаще всего используют решения на базе продуктов 1С. В тоже время другие важные бизнес-процессы (регулярная внутренняя отчетность, производство, закупка, «активные» продажи, логистика и т. д.) оцифрованы далеко не всегда. Исследование KMDA показало, что лишь 34,4% российских компаний уже разработали и внедряют стратегию цифровой трансформации. Порядка 55% организаций еще только собирается сделать это, и они начали изучать информацию по теме, а около 10% и вовсе не интересуются данным вопросом.


Вместе с тем внедрение цифровых инструментов дает бизнесу дополнительные преимущества и позволяет «выжать» больше из имеющихся ресурсов. Так, у компаний, на складах которых внедрены система адресного хранения и WMS-система, будет меньше издержек, связанных со списанием просроченной продукции, недогрузом, инвентаризацией и т. п. Организации, использующие систему управления закупками (например, от ABM Cloud или Stock M), будут иметь меньшее количество закупщиков и при этом лучшую оборачиваемость, меньший OOS и, как следствие, растущие объемы продаж. Добавьте к этому тот факт, что подобные решения в большинстве случаев окупаются менее чем за год.

Другой тренд последних лет — цифровизация процессов продаж. Современные CRM-системы (к примеру, Битрикс 24 и или Amocrm) позволяют собрать в одном месте информацию обо всех контактах с клиентами и об использующихся при этом каналах коммуникации, а также дают возможность просчитать эффективность различных каналов привлечения новых заказчиков. В итоге менеджеры имеют одно окно для взаимодействия со всеми клиентами, где часть функций по конт­ролю и коммуникациям автоматизирована. А управляющий получает удобные отчеты, содержащие данные, позволяющие оценить эффективность работы подчиненных (количество минут, потраченных на общение, конверсию переговоров, стоимость обработки входящих обращений и т. п.). Возможности дополнительной настройки и автоматизации функций и отчетности в CRM в большинстве случаев ограничены лишь фантазией менеджеров и разработчиков.

Вектор стратегический: цифровое решение как часть бизнес-модели компании

Внедрение цифровых технологий приводит к полной трансформации нецифровых отраслей. Яркий пример этого — агрегатор Яндекс.Такси, появившийся в 2011 году, когда рынок оказался поделен между диспетчерскими компаниями, принимающими заказы по телефону, что было привычно для пользователей. Яндекс начал работу как информационный сервис, который дал диспетчерским службам еще один канал генерации заказов. Однако спустя пару лет, воспитав у пользователей новую привычку и нарастив аудиторию, компания стала диктовать рынку свои условия. И если раньше цену на поездку устанавливал таксопарк, то теперь это делают агрегаторы. В 2018-м сервис стал прибыльным и по итогам года являлся самой быстрорастущей бизнес-единицей всей компании: его рост составил 293% в сравнении с 2017 годом, а выручка — 19 213 млн рублей. Сейчас Яндекс — игрок №1 рынка такси с долей 27%. Таким образом, цифровая компания трансформировала совершенно нецифровой рынок.

Успех бизнес-модели Яндекса, на мой взгляд, состоит в создании экосистемы, где дополнительные преимущества получили прежде всего клиенты. Они оценили удобство сервиса (заказывать такси через приложение оказалось удобнее). В итоге пользователей стало больше, а поездки — дешевле. И теперь цена управляется динамически в зависимости от множества факторов, что помогает эффективно загружать водителей и автопарк и предоставлять клиентам услуги по доступным ценам.

Следующий апгрейд бизнес-модели не заставил себя долго ждать. В РФ быстро набирает популярность каршеринг: в начале 2019 года Москва была городом №1 в мире по темпам роста числа сервисов каршеринга и №2 после Токио — по их количеству. Заметным игроком на данном рынке стал Яндекс.Драйв, запущенный в 2018 году. Думаю, пройдет лет пять, и мы увидим, что и этот бизнес стал прибыльным. А тем временем Яндекс разрабатывает и тестирует беспилотные такси.


Кто может трансформировать ваш рынок?

Тот, кто идет к тому, чтобы с помощью цифровых технологий создать экосистему, где все участники рынка получат дополнительные преимущества. Если пока такого решения в РФ не видно, посмотрите на США или Китай. Возможно, там удастся найти бизнес-модель, которая поставит вашу отрасль с ног на голову.