Точки фокуса управленческих команд 2019
Стремительно заканчивается 2018 год. Чем он запомнился в бизнес-сообществе и какие перспективы открыл, а также рекомендации руководителям на 2019 год рассказал Сергей Макшанов – эксперт, управляющий ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»
- Российская экономика продолжает расти значительно медленнее мировой – 1,6-1,7% против 4% в 2018 году. Ее доля сокращается. В таких условиях реальному бизнесу оставаться в строю и даже инвестировать в рост могут помочь только активные действия. Таких компаний много, они есть в каждом регионе, отрасли и сегменте.
Глобальный рейтинг Doing Business 2019 сигнализирует об улучшении показателей России. Она поднялась на 31 место. Однако нужно понимать, что в составлении рейтинга Всемирный Банк анализирует показатели ведения бизнеса только в Москве и Санкт-Петербурге. Подобные данные демонстрируют общую тенденцию, но не совсем точно описывают ситуацию в целом в стране. Да, Россия теперь между Испанией (30-е место) и Францией (32-е место) по уровню комфортности ведения бизнеса, но что это дает реальным предпринимателям на местах. Пожалуй, только общее позитивное влияние на имидж и бренд страны.
- Как отразилось на экономике проведение Чемпионата мира по футболу – 2018 года?
- Мундиаль в большей степени повлиял на создание позитивного имиджа страны. Что касается общего влияния на экономику регионов, принимающих матчи, то оно было не таким значительным. Прирост показателей во II квартале составил порядка 0,1 – 0,2% ВРП только для регионов, принимавших матчи. Сегмент хореки отметил рост среднего чека на период ЧМ. В городах-хозяевах матчей выручка в период проведения мундиаля выросла на 31%, а всего по России она увеличилась на 16%. Отсроченный эффект временно выросшего туристического потока мы увидим в 2019 году, когда часть гостей решит вернуться для более обстоятельного знакомства со страной – это иностранцы или регионом – это россияне, посетившие другие города, проводившие игры.
- Российская Федерация продолжает оставаться в условиях давления внешних сил и нарастающего объема санкций. В каком направлении выстраивать работу?
- В данном контексте есть две возможности. С одной стороны, это стимулирует развивать отечественную экономику и импортозамещение. С другой, закрывается доступ к длинному и дешевому западному финансированию, а также и к технологиям. К этому придется привыкать и находить иные пути развития.
Региональный аспект
- По регионам как всегда очень пестрая картина. По результатам 2017 года 48 областей значительно опережали экономические показатели в целом по стране. Темп роста их валового регионального продукта был выше темпа роста валового внутреннего продукта. Эти 48 регионов вместе «делают» 71% ВВП, около 49 триллионов рублей. При этом 30 областей росли медленнее ВВП, а 4 территории ушли в отрицательные показатели: республики Коми и Бурятия, Кировская и Волгоградская области.
Что отличает локомотивы роста от «середнячков»:
- Контактная, умеющая слышать запросы бизнеса администрация региона, включающая «зеленый свет» любым инициативам по созданию новых предприятий, рабочих мест и развитию территорий присутствия.
- Активный экспорт продукции в дальнее зарубежье. В каждом регионе есть много товаров и услуг, потенциально пригодных для вывоза. Чего реально не хватает, так это предпринимательской инициативы, настойчивости и решимости довести экспортный проект до конца. Поэтому вопрос открытия такого направления (если у Вас его еще нет) или его развития (если Вы уже им занимаетесь) должен быть в центре внимания первого лица компании. Администрации ряда областей помогают своим предприятиям, организовывая бизнес-миссии по регионального признаку и давая различные преференции экспортерам.
В этом смысле Калининградская область находится вдвойне в выгодном положении. У нее есть прекрасные возможности для экспорта региональных продуктов, а география области делает ее логичным пунктом трафика для трансграничной торговли. И этим необходимо максимально пользоваться.
- Куда вы порекомендуете обратить внимание управленческим командам в 2019 году?
- Развивайте систему управления компанией. Каждый новый бизнес-период Вы должны трансформироваться, качественно изменяться. Под это должны быть придуманы процедуры – сбора идей, отслеживания прогресса, на это должна быть настроена система мониторинга продвижения компании к целям.
- Ставьте амбициозные цели и не сворачивайте с пути их достижения. Мы отметили в 2016-2017 году стремительное устаревание традиционных бизнес-моделей. Для ряда отраслей это становится фатальным, их ожидает полное переформатирование вплоть до исчезновения. В других отраслях возможна трансформация без разрушения. Первые – это автодилинг, например, который очень быстро станет ненужным звеном цепи (в Европе и США это уже так). Вторые – это традиционный ретейл, там успешные игроки станут омниканальными, предложат контрастный, ни на кого не похожий ассортимент и уникальные услуги. Ищите свой контраст, думайте, как остаться незаменимыми для своего клиента.
- И главное: все эти амбициозные планы становятся не нужны, если к вам на работу приходят немотивированные сотрудники. Если они без желания берут на себя обязательства, без «огонька» общаются с клиентами. Ваш персонал – это ваш капитал, источник активов. Нужно его ценить – не на словах, а на деле, заботиться о нем. Стратегия компании должна учитывать ценность каждого сотрудника, клиента и партнера. «Управление по ценностям» - это тема ближайшего будущего.