Стратегирование: с чего начать, как внедрять
> Публикации
Стратегия

Стратегирование: с чего начать, как внедрять

Стратегирование: с чего начать, как внедрять

Слово «стратегирование» – относительно новое, даже word его не знает. Перед тем, как всерьез и поэтапно учиться стратегированию – давайте попробуем разобраться с самим термином. Заглянем в словарь — бумажный или электронный, или в нашу предыдущую статью.

В интернете вы сможете найти с десяток определений понятия «стратегирование», включающих такие сложные слова как, «многоаспектность» и «жизнедеятельность». Такие определения хороши для нерадивых учеников, пишущих бессмысленный реферат и для людей, страдающих бессонницей; нам же они не подходят.

Между тем, все довольно просто: стратегирование – это процесс обдумывания и формирования стратегии. Именно процесс, а не результат, заключенный в рамку или отлитый в бронзе. Стратегирование – нормальное рабочее состояние современной компании, которое позволяет ей иметь правильную стратегию в каждый момент времени. Находиться в движении, своевременно реагировать на вызовы – в этом заключается концепция стратегирования. Теория стратегирования основана на принципе постоянного учета всех новых факторов, влияющих на бизнес: политическая и экономическая ситуация в стране, психологическое состояние топ-менеджеров компании, ценовая политика конкурентов – все эти критерии настоящий стратегирующий руководитель должен принимать во внимание.

Стратегический менеджмент – это постоянное планирование, мониторинг, анализ и оценка мер, необходимых для достижения поставленных целей. Принципиальное отличие стратегирования от остальных подходов к построению бизнеса именно в этом и заключается – постоянная готовность, критическое отношение к себе, способность меняться – вместо выбранного и раз и навсегда утвержденного плана. Итак, запомним и запишем: мы рассматриваем стратегирование как процесс.

Разобравшись в терминологии, поговорим, наконец, о делах. Как настроить процесс стратегирования в компании?

2_как настроить процесс стратегирования в компании.png


Процесс стратегирования начинается с построения правильных рабочих отношений, с деловой этики. Настоящий лидер чутко контролирует топ-менеджмент, держит руку на пульсе. Общение, консалтинг – ключевые понятия для стратегирующего бизнесмена. Частота консультаций зависит от размера компании – чем больше бизнес, тем, как правило, меньше консультаций требуется. Стандартная частота деловых встреч – раз в четыре месяца для большого бизнеса, раз в месяц - для малого (здесь, впрочем, все по ситуации, готовых рецептов нет). Методология стратегирования заключается в постоянном обмене мнениями, во взаимной корректировке. Вместо стандартной вертикальной схемы (начальник – подчиненный) принцип стратегирования предлагает принципиально иной подход – доверие и взаимодействие. В состоянии стратегирования начальник может перестроиться, встать на позицию исполнителя, понять его проблемы – и, по возможности, устранить их. Объектом стратегирования является общая цель, задача, озвученная менеджментом. Именно единая цель, ясно сформулированная, а также команда, работающая как одно целое –  то, чего добивается стратегирующий директор.

Бизнес, работающий в режиме стратегирования, подобен потоку воду; как вода он способен огибать препятствия или – устранять их по мере необходимости. Разумеется, добиться уровня стратегирующей команды совсем непросто. И, разумеется, лидер коллектива должен «начинать с себя». Если топ-менеджмент (или собственник) не начнет понимать, как именно он влияет на происходящие в бизнесе процессы, стратегирование никогда не произойдет.

 Чтобы отладить стратегирующую команду, менеджер должен помнить о следующем:

1. Необходимо находиться в постоянном контакте с исполнителями.

2. Обучить команду недирективному управлению (и самому уметь, кстати).

3. Постоянно проводить совещания, мозговые штурмы. Принять как факт, что ваш сотрудник может принести ценную идею.

4. Быть готовым использовать эту ценную идею.

Стратегирование, стратегическое планирование – перманентная масштабная работа, тяжелая, кропотливая, но – абсолютно необходимая. Эффективное стратегирование позволяет выбрать долгосрочные цели и разработать пути их достижения. В результате ресурсы распределяются и используются эффективно, бизнес развивается направленно. И в любой момент времени направление выбираете именно вы.

Будьте стратегами. Будьте успешными.