Совет бизнесу: уйти от реактивного управления, «слезть с печки»
Сергей Макшанов: Ульяновский бизнес сразу откликнулся на новый формат форсайт-конференции?
АМ: Да, безусловно. Потому что мало кто из спикеров, говорящих о стратегии, на все сто соответствует тому, что заявляет, то есть помогает видеть будущее компании. Как это делает ваша команда АРБ Про. Вот в этом и необычность формата «Базовых стратегий»: слушатели с первых минут «большими ложками черпают» полезнейшую информацию о перспективах именно своего бизнеса.
По себе знаю: уже во время первого кофе-брейка понимаешь, что о некоторых областях ты не то что никогда не задумывался – даже не знал, что об этом вообще можно думать! О том, где деньги, возможности и так далее. Например, что можно генерировать непрерывную выручку каждый час, семь дней в неделю! Или что квартиры и сложная техника должны продаваться ночью – во всех часовых поясах.
А какими были ваши первые впечатления об Ульяновске?
Сейчас у меня есть свой набор впечатлений, и первый их них – все-таки опрятность: город опрятный, люди опрятные, хорошо одеты. Они излучают минимальное количество агрессии, которая в других городах чувствуется явно.
Никакой обломовщины я и в первый свой визит не почувствовал, наоборот мне здесь больше встречались люди деятельные, те, которые чего-то хотели. И недавно, во время очередной встречи в Ульяновске, я говорил об основательности симбирского характера не для красного словца. Лично знаю руководителей нескольких успешных компаний, которые работают в том числе далеко за пределами региона; считаю, что Ульяновская область может быть поставлена в один ряд с Калужской – с точки зрения методичности и последовательности привлечения прямых инвестиций, создания какой-то новой волны индустриализации, что, в общем-то, осязаемо. Vestas, «АэроКомпозит» – это уже завтрашний день, и целый ряд компаний вынашивает определенные инициативы, которые в дальнейшем дадут мультипликативный эффект.
Уникальная характеристика для губернии – это единственный, по нашим данным, дистрибуционный склад в Евросоюзе – хаб в Чехии, где продвигаются товары ульяновских производителей. Многим, в том числе мне, это кажется фантастикой.
Ульяновск – это не отшиб, у города хорошее логистическое расположение.
Есть задел на то, чтобы здесь появлялось больше высокопередельных производств кластерного развития – у вас есть и ядерная тематика, и авиационная, и фармацевтическая и так далее. При определенном прилежании все это может ярче себя проявить.
Являюсь сдержанным оптимистом, и мне кажется, что сейчас регион находится в какой-то стадии перехода к более поступательному движению, и тому способствует компания «Развитие» – ульяновская и экстерриториальная одновременно. Не во всех субъектах РФ есть такие структуры, которые работают в продуктивном партнерстве, в том числе с местными институтами развития.
АМ: А какой внешний фон вы прогнозируете для российского бизнеса на ближайшую десятилетку – «чуйкой», без обязательств? Куда рванем – вверх или ...?
СМ: Мировая экономика разбалансирована. Налицо высочайший уровень неопределенности, и этот процесс будет продолжаться еще достаточно долго.
Многие циклы были разорваны локдауном, и производства просто стояли. И вот эти перерезанные артерии продолжают «болеть». Наблюдаются серьезные ценовые всплески – металл, упаковка, целый ряд компонентов.
Из всех крупнейших экономик относительно без потерь прошел только Китай, Европа же находится в очень непростом положении, поэтому какого-то «волшебного» периода мы не ожидаем.
А «микстурой» от безумной пляски цен, которую мы наблюдаем, является все-таки импортозамещение. Доллар и другие конвертируемые валюты, понятно, будут бросать рубль, и ждать его укрепления пока не приходится. Хотя для экспортных отраслей это выгодно.
Так что будем исходить из того, что на обозримой дистанции ситуация будет сюрпризной, если и будут какие-то улучшения, то пошаговые, маленькие. Произойдет ли прорывной разворот к бизнесу – большой вопрос. Пока условий для его внятного, ясного развития нет. Они только намечаются.
Поводы для оптимизма – явно бОльший рост открытий предприятий высоких переделов с эффектом импортозамещения, неплохие перспективы для АПК, восстановление обрабатывающей промышленности, развитие транспортной инфраструктуры.
Что в этой ситуации делать бизнесу? Развиваться. Поддерживать инициативы, собирать экспертизу и людей. Понятно, что мы хотим как в детстве – пииинь! – и все станет другим. Но нет, такого не будет.
АМ: Значит, нужно серьезно работать над проектом «Будущее» даже в условиях неопределенности?
СМ: А это естественный выход: будущее ты можешь определить, есть большое количество источников спроса, которые являются предсказуемыми. И на них можно и нужно делать ставку.
Почему я испытываю сдержанный оптимизм? Потому что предприниматели – это самая здоровая и активная часть нашей страны, это люди, которые не боятся создавать новое, несмотря на то, что живут, возможно, в самом свирепом бизнес-климате на планете. Уверен, мы справимся и в этот раз.
Общий совет – «слезть с печки», уйти от реактивного управления и начать последовательное движение вперед, поставив высокие цели. Быть впереди – там, где это только возможно. Да, потребуются серьезные методические усилия с привлечением людей, – СТТ, совестливых талантливых трудоголиков, тех, кто не может работать плохо.
Сейчас самое главное – клиентоориентированность и партнерство.
А у вас, Александр, есть будоражащие планы на 2021 год? Проекты, которые вас заводят?
АМ: Да, есть целая плеяда будоражащих проектов, таких, как парусная регата Russian Owner's Cup, которая состоится у нас на Волге в июле.
Узбекская поездка по городам Шелкового пути – это то, что, надеюсь, ожидает нас в 2021 году.
Будоражит и то, что мы не знаем, где, но знаем, с кем, будем реализовывать интересные креативные проекты. Так, подбиваю партнеров на то, чтобы в Удмуртии тоже случились «Базовые стратегии».
У нас нет надежды на то, что мистическим образом вдруг все станет хорошо, секрет успеха – последовательная методическая работа, связанная с развитием регионов, в том числе, родной Ульяновской области.