Четыре основных типа организаций | АРБ-Про
> Четыре основных типа организаций
Стратегия
Опубликовано в

Четыре основных типа организаций

Четыре основных типа организаций

4-5 октября в Санкт-Петербурге на "Газпром Арене" состоится крупнейшее в мире образовательное событие Synergy Global Forum.

Ежегодный форум посетят более 50 тыс. участников со всей России, стран СНГ и дальнего зарубежья, среди которых будут предприниматели, топ-менеджеры, СЕО крупных компаний и специалисты различных сфер деятельности. Хедлайнером Synergy Global Forum станет знаменитый голливудский актер и экс-губернатор Калифорнии — Арнольд Шварценеггер. Также одним из спикеров этого события выступит бизнес-эксперт Сергей Макшанов. В преддверии события он рассказал нам о четырех типах организаций.

Все организации, независимо от размеров бизнеса, можно разделить на четыре основных типа: производители технологически несложного продукта; производители технологически сложного продукта; сервисные компании; компании профессионального сервиса. Тип организации определяется по основному признаку — временной промежуток, за который осуществляется поиск и профподготовка ключевого персонала. Зачем классифицировать организации таким образом? Дело в том, что от того, к какому типу относится бизнес, зависит выбор оптимального вектора стратегического управления и потенциальные достижения управленца.

Итак, первый тип — компании-производители технологически несложного продукта. Как правило, компании такого типа имеют возможность достаточно быстро обучить сотрудников, больше половины персонала можно найти на открытом рынке труда. Это производители продуктов питания и товаров FMCG, деревопереработка, производство большинства строительных материалов и так далее.

Кроме того, это единственный тип компаний, в котором после прохождения низкой базы возможен кратный рост натурального выпуска за бизнес-период. Еще один плюс таких компаний в том, что они меньше зависимы от экономической конъюнктуры. Они контролируют производство продукта преимущественно массового спроса и имеют возможности для оптимального ценового позиционирования даже в период экономического спада. Помимо этого, дополнительную устойчивость им придают возможности по сжатию штата за счет автоматизации, роботизации, оптимальной логистики.

Бизнес таких компаний чаще всего не может быть сверхмаржинальным. Успех определяется логистикой (при соблюдении таких условий, как создание мощной структуры по разработке продукта, мультинациональной производственной сети, принципа доминирования маркетинговой и коммерческой функций над производственной).

Второй тип — производители технологически сложного продукта. Существенное отличие от компаний первого типа очевидно — основной персонал необходимо обучать продолжительный период времени, при этом места их подготовки ограничены, большую часть сотрудников нельзя найти на открытом рынке труда. Также в таких сферах, как правило, низкая текучка кадров, сотрудники получают достойный уровень компенсаций. Поэтому это самый малочисленный тип из всего бизнес-сообщества.

Подобных производителей можно насчитать десятки, потому что мало кому может показаться привлекательным высокий финансовый барьер входа в бизнес (и необходимость существенную часть прибыли направлять в научные разработки) при низкой ликвидности и невозможности создать полностью контролируемую дистрибуцию. Для того чтобы только построить, к примеру, авиационный завод, понадобится не менее нескольких десятков миллиардов долларов. Еще одна особенность компаний второго типа — существенную часть прибыли они получают за счет абонентского обслуживания (послепродажного сервиса). Для создания национального бренда этим производителям потребуется и больше усилий, и значительно больше времени — 10-20 лет.

Третий тип — компании, предоставляющие сервисы в широком понимании. Такие компании имеют абсолютно иную структуру оборота и доходов, в отличие от производств. И еще один отличительный признак — это менеджмент. Все средства таких организаций сосредоточены в упаковке, сырье, готовой продукции, на складе неликвидов, дебиторской задолженности — где угодно, только не в кассе.

Весомое преимущество: ликвидность и возможная скорость создания национального бренда для них не лимитированы и зависят от развития сетевой составляющей бизнеса.

Скажем, если у вас специализированные химчистки для ковров, и на город-миллионник, по подсчетам ваших аналитиков, необходимы десять таких объектов, то вы получите национальный бренд (и рост ликвидности), открыв 150 своих химчисток — не важно, хороших или не слишком, — во всех городах-миллионниках. Существенные же отличия в управлении обусловлены, в частности, тем, что в сервисных компаниях намного выше доля контактного персонала. Какой процент сотрудников компании "АвтоВАЗ" напрямую контактирует с потребителем? Ничтожный. В любом сетевом ресторане доля контактного персонала будет превышать 50%, и весь он будет влиять на выручку, причем в двухразрядных динамиках. Следствия этого — высокая конкурентоспособность компании на рынке труда, не менее высокие требования к коммуникационным качествам сотрудников — и выше сложность управления ими. С учетом того, что повышать выручку вдвое в компаниях третьего типа можно просто за счет того, что народ как следует трудится, система мотивации здесь нередко отличается изощренностью.

Компании четвертого типа предоставляют профессиональные сервисы — это инжиниринговые компании, банкинг, страхование, медицина, софт, юриспруденция и так далее.

Вследствие того, что сотрудники таких предприятий в состоянии влиять на выручку в трехразрядных динамиках и прекрасно осознают, какую прибыль приносят, сложность управления персоналом в компаниях профессионального сервиса является самой высокой.

К тому же кадров для компаний четвертого типа, где как минимум треть-половина персонала — это люди с профессиональной подготовкой, занимающей 10-15 лет, на открытом рынке труда ничтожно мало. Мотивация ключевых сотрудников здесь требует нестандартных решений.

Найти управленческий подход к специфическому персоналу компаний четвертого типа — нетривиальная, но обязательная задача топ-менеджмента, который, в подавляющем большинстве случаев, не может тягаться с подчиненными профессионалами в знании собственного продукта. Кроме того, с учетом того, что компании четвертого типа работают на рынках с выраженной информационной асимметрией (другими словами, потребитель не имеет понимания сути продукта, которым обладает продавец), стратегия продвижения должна включать задачу донести суть предложения до потребителя доступным ему языком. Наконец, ключевая особенность поставщиков профессиональных услуг заключается во времени, необходимом для создания национального (не говоря уже о глобальном) бренда, — это 30-50 лет. Растут они, напротив, с минимальной скоростью по сравнению с компаниями первого-третьего типов, в том числе из-за невозможности привлекать большое количество персонала. Несмотря на все сложности, именно сервисные компании третьего и четвертого типов господствуют в мировой экономике, в совокупности составляя в ней свыше 85%.