Зачем вашему бизнесу бизнес-аналитик?
Зачем вашему бизнесу бизнес-аналитик?
В статье «Бизнес-анализ: что это такое и как сделать?» мы с вами разобрали базовые вопросы, которые могут возникнуть по отношению к этой дисциплине. В этот раз мы переключимся с общих моментов на более конкретные вопросы, чтобы поговорить о профессии бизнес-аналитика. Из этой статьи вы сможете узнать, кто такой бизнес-аналитик, зачем он нужен компании, как проходит проектирование решений и почему этот специалист совершенно необходим в ходе реализации новых проектов.
Роль бизнес-аналитика в компании
Мы уже выяснили, что бизнес-анализ в самом широком смысле – это набор методик для выявления бизнес-потребностей и поиска решений бизнес-проблем. Так вот, бизнес-аналитик – это тот самый человек, который владеет таким набором методик, занимается выявлением бизнес-потребностей и решением бизнес-проблем.
В те далекие времена, когда бизнес-анализ еще не был распространен в России, руководители самостоятельно занимались оптимизацией внутренних процессов в компании, поиском эффективных решений для их реализации, составлением и согласованием документации для исполнителей. Увы, это не всегда получалось наилучшим образом: даже в крупнейших компаниях подобные процессы зачастую накладываются на рабочую рутину, ложатся на плечи руководителя поверх уже существующего груза задач и требуют ресурсов, которых у бизнеса попросту может и не быть.
Помимо этого, бизнес-анализ – самостоятельная и сложная дисциплина, освоить которую в совершенстве – отдельный вызов для любого управленца. И это, не говоря о том, что после выявления проблемы, руководитель сталкивался с необходимостью доходчиво объяснить задачу исполнителю. На его языке, точно, чтобы не допустить неожиданностей и экспромтов.
Кажется, предельно ясно, какое огромное количество боли снимает с плеч руководства грамотный бизнес-аналитик. И тем более ясно, что бизнес-анализ – это полноценная дисциплина с десятками методов, требующая постоянного изучения новых сфер, технологий и направлений. Выходит, что бизнес-аналитик занимает в компании ключевую роль – роль человека, который способен заметить, вникнуть в любую проблему, понять истинные потребности компании и предложить эффективные пути их решения.
Примеры
Для простоты восприятия разобьем весь процесс работы бизнес-аналитика на 4 стадии:
1. Знакомство с бизнесом
На первом этапе бизнес-аналитик и его команда встречаются с заказчиком, составляют глубокое представление о той сфере, в которой им предстоит работать и определяют язык, приемлемый для работы над проектом. На этом этапе проводятся первые интервью, обсуждаются общие детали задачи, которую заказчик хочет решить. Помимо этого, аналитик знакомится с доступными кейсами в этой сфере, чтобы увидеть, как подобные задачи решались (и решались ли) у конкурентов и соседей по рынку.
2. Анализ бизнеса и его потребностей
Второй этап работы посвящен более конкретному погружению в проблему. Аналитик погружается в бизнес-процессы компании, рассматривает задачу с помощью доступных ему инструментов (интервью, стратегического и SWOT-анализа, моделирования процессов и т.д.). Это необходимо для того, чтобы понять, какое решение задачи подойдет конкретному бизнесу лучше всего, нужно ли оно вообще и какие конкретные задачи оно должно решить. Возможно, истинный корень проблемы скрыт там, где заказчик попросту не может ее увидеть. После аналитической работы команда моделирует для заказчика одно или несколько оптимальных решений, на основе которых тот делает выбор.
3. Разработка требований
После того, как проблема найдена и моделирование решения увенчалось успехом, бизнес-аналитик принимает решение, возможно ли устранить ее силами компании или для этого потребуется вмешательство постороннего исполнителя. В зависимости от результата, бизнес-аналитик приступает к совместной работе с исполнителем: формулирует задачу на понятном тому языке, составляет проектную документацию, уточняет важные детали и контролирует общий процесс внедрения.
4. Сдача результатов
В ходе этого этапа бизнес-аналитик занимается проверкой работоспособности полученного решения. Его основная задача – понять, удовлетворяет ли оно поставленные условия и учесть пожелания заказчика, которые могут возникнуть на этапе сдачи.
5. Мониторинг
Чаще всего, участие бизнес-аналитика не исчерпывается предыдущими четырьмя шагами. На протяжении какого-то времени он продолжает следить за результатами внедрения нового решения, чтобы понять, насколько оно эффективно и предложить руководителю бизнеса коррективы, которые может выявить только продолжительная практика. Если внедрение прошло гладко, бизнес-аналитик со спокойной душой передает управление продуктом в руки руководителя: его задача выполнена.
Анализируй, оптимизируй, управляй
У нас получился довольно яркий портрет бизнес-аналитика. Это – человек, переходящий от одного проекта к другому и каждый раз глубоко погружающийся в конкретную нишу рынка и специфику бизнеса. На его вооружении – сотни инструментов и алгоритмов: от SWOT-анализа, карт взаимодействий и моделирования ситуаций до современных Big Data и других суперсил эпохи диджитализации.
Жонглируя ими, бизнес-аналитик как бы разбирает компанию по кирпичику и рассматривает каждый по отдельности: все для того, чтобы увидеть боль и предложить оптимальный способ ее лечения. Лучшая метафора бизнес-аналитика – это врач-диагност, подобный доктору Хаусу из одноименного сериала. Он идентифицирует болезнь, которую другие не в состоянии найти, предписывает лечение и передает спасенного пациента в руки более узкоспециализированных специалистов: хирургов, онкологов, отоларингологов и т.д. И, конечно, он нужен не всегда. Но тогда, когда другие сдаются и пожимают плечами, бизнес-аналитик только потирает руки в предвкушении интересной задачи.