Трудовые мигранты: кто к нам приедет завтра?
Москва и Московская область - постоянное место трудового паломничества иностранныхмигрантов. Год от года их становится все больше. При этом не до конца еще отрегулированный плотный поток рабочих создает одни проблемы и помогает решить другие. Будет ли иностранных мигрантов еще больше? Светят ли им в будущем не только вакансии в сфере обслуживания, на стройплощадках и ЖЭКах, но и более высокооплачиваемые и престижные должности? Какой должна быть сбалансированная миграционная политика? Эти и другие аспекты трудового рынка Москвы и России для E-xecutive.ru комментируют эксперты.
Их много и будет еще больше
Так, согласно данным, опубликованным в аналитическом издании «Практика Новой Экономики» за 2013-2014 гг, − ежегодном исследовании ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», Москва является трудовым центром России и крупнейшей территорией по объемам притока внутренних (из регионов РФ) и внешних (иностранных) трудовых мигрантов. Экономический центр столицы расширяется в МО и ЦФО. И приток мигрантов в Москву и Московскую область будет только прирастать или останется таким же.
Во всех развитых странах используют труд мигрантов. Можно условно выделать два типа стран с точки зрения управления внешними миграционными потоками. Первый тип – где миграция управляемая и поддерживается инициативой государства: по полу, возрасту, образованию, профессии, семейному положению (Канада, Новая Зеландия, Австралия и другие). Второй тип – где миграция в той или иной мере стихийная (например, как в России).
«Внутренних и внешних мигрантов привлекают экономически развитые территории с лучшим инвестиционным климатом. Там, где формируются новые экономические кластеры, появляется больше рабочих мест, в том числе новые предприятия западных компаний. Эти территории привлекают новую рабочую силу (мигрантов), подтягивают топ-менеджеров-экспатов», − отмечают эксперты компании.
Весь мировой ВВП рассчитывается из трех составляющих, крупнейшая статья – услуги, включая розничную и оптовую торговлю, финансовый сектор, медицину, образование и т.п. – все это относится к сфере обслуживания. По данным CIA.gov:
«Россия – седьмая крупнейшая экономика мира по размеру ВВП. По данным «Росстата», наибольший вклад в ВВП страны, больше 20%, вносит розничная и оптовая торговля. Также розничная и оптовая торговля – крупнейшая отрасль-работодатель страны − 18% в структуре занятости населения приходится на сферу услуг, доля растет последние 10 лет», − говорят в ГК «Институт Тренинга – АРБ Про».
По словам экспертов, трудовая миграция продолжится. И это характерно не только для экономики России, но и для других миграционных центров мира – США и ЕС.
При этом в компании отмечают еще один важный фактор, который повлияет на приток мигрантов в Россию и Москву как трудовой центр – приближающаяся демографическая яма и дефицит кадров: «На сегодняшний день и в ближайшие годы у России нет возможности покрыть рабочие места развивающихся отраслей только внутренним населением страны или определенного региона. Поэтому внутристрановая и иностранная трудовая миграция остаются значимыми источниками развития экономики. В последние годы становиться актуальной тема семейной миграции, когда трудовые мигранты переезжают в Россию семьями».
Мигранты и демографическая яма
На начало 2014 г. общая численность населения России увеличилась на 0,1% и составила 143,4 миллиона жителей. Более 18 лет в России смертность превышала рождаемость. Пиковыми годами были 2000–2002 гг, когда в РФ естественная убыль составила 2 млн. 837 тыс. человек. В 2013 году ситуация изменилась – естественный прирост населения составил 22,9 тыс. чел. В России к 2017 г. численность населения в возрасте 16–27 лет сократится на 4,6 млн чел. по сравнению с 2013 г., возрастная группа 60-100 лет вырастет на 2,84 млн чел.
«В этом контексте миграционный приток иностранных граждан был и остается стабильным фактором роста численности населения России. На начало 2013 г. в России зарегистрировано более 11 млн. иностранных граждан, находящихся в стране более 1 месяца. 97% миграционного притока приходится на 10 стран (чел.).
Изменение населения России в 2017 г. по сравнению с 2013 г. по возрастам
Источник: «Практика Новой Экономики», ежегодное издание ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»
Последствия демографического спада
- Дефицит абитуриентов в ВУЗах;
- Кризис кадров (качественный и количественный) – дефицит подготовленного, соответствующего требованиям работодателя персонала. Продолжится рост стоимости персонала по зарплате и стоимости обучения;
- Повтор ситуации с сокращением рождаемости. Рост рождаемости 2009–2012 гг. – это последствия движения демографической ямы, возникшей в конце 1980-х гг;
- Миграционный приток иностранных граждан останется стабильным фактором роста численности населения России.
Подводя итоги, в «Институт Тренинга – АРБ Про» отмечают, что трудовые мигранты также экономически выгодны для родных стран данной категории жителей: «Переводы трудовых мигрантов Молдавии составляют примерно 20% от всего ВВП страны. Страна №1 по переводам – Россия. По данным главы Федеральной миграционной службы России Константина Ромодановского, в 2013 году украинские трудовые мигранты на территории России заработали примерно 27 млрд. долларов − это около 8% ВВП Украины.
В России выручка на сотрудника низка, есть много непроизводительных рабочих мест. Если перед работодателем и государством стоит цель − повышение эффективности, необходима открытая, управляемая миграционная политика для повышения конкурентоспособности бизнеса, отраслей и, следовательно, государства.
Дешево, надежно и практично
С просьбой прокомментировать практические нюансы работы с трудовыми мигрантами, их преимуществами и недостатками, E-xecutive.ru обратился к коммерческому директору одной из московских компаний, занимающейся производством и монтажом изделий из натурального камня, − Константину Семенову. По его словам, фирма приглашает специалистов для выполнения определенного объема работ, в основном, речь об облицовочных работах. «За 5-7 дней приезжают рабочие, причем регистрацию и прочее общение с ФМС производят самостоятельно.При выходе на объект у них проверяются документы – у нас нет желания общаться в ФМС и, тем более, платить штраф. При наличии большой диаспоры размещаются они тоже самостоятельно. Условия труда − как и людей на всех строительных объектах. Лучше ничего не сделаешь. А об условиях проживания мигранты заботятся сами. При этом я ни разу не видел их грязными. Для работы приобретается сезонная спецодежда по системе «Три «П»: попроще, покрепче, подешевле», − рассказывает Семенов.
По словам Константина Семенова, основным отличием мигрантов перед местными специалистами является том, что при выполнении одного и того же объема работы специалиста из ближнего зарубежья отличает более высокая производительность труда. «Работа начинается в 8 часов и заканчивается в 20 часов. При этом шестидневная рабочая неделя. Обед − 40-45 минут. В настоящее время единичные расценки, которые просят трудовые мигранты, на 10-15% ниже, чем у коренных россиян. Качество выполняемой работы удовлетворительное, оно устраивает все стороны договорного процесса», − говорит специалист.
При этом у наших рабочих, то есть россиян, есть несколько отличий от трудовых мигрантов. «Так, мигрант приезжает зарабатывать, а наш − ходит на работу. Мигрант не будет употреблять алкоголь, как по религиозным соображениям, так и чтобы не быть выгнанным с работы. Наш человек может просто не прийти в цех, и у него на это найдется множество причин, как уважительных, так и не очень. Так что если пытаться работать только с россиянами, то и объем выполняемой работы упадет, и, скорее всего, качество. И при найме нашего специалиста необходимо производить все выплаты в бюджет, соцстрах, пенсионный фонд и т.д. А это приведет к повышению стоимости производимых работ», − заключает Константин Семенов.
Россия и трудовые мигранты: сложные перспективы совместного будущего
Какую роль будут играть трудовые мигранты в экономике и демографии России в ближайшие 10-15 лет?
Этот вопрос прокомментировал журналист, философ, культуролог, координаторАссоциации футурологов Константин Фрумкин. Он также считает, что со временем география присутствия мигрантов только расширится. «Сейчас мы имеем дело с тем фактом, что массово эксплуатировать труд мигрантов могут только крупнейшие и самые богатые города России. «Это позволяет предположить, что через 10-15 лет, по мере экономического развития страны, география использования мигрантов расширится, и фраза «Понаехали» зазвучит и в городах средних размеров. Однако реализация этого прогноза может наткнуться на некоторые препятствия, связанные с тем, что мы не знаем, какова будет экономическая ситуация в странах, сегодня поставляющих мигрантов на рынок труда России – Таджикистане, Узбекистане, Украине, Молдавии». По словам эксперта, направление миграционного потока определяется разницей уровнем жизни между двумя странами − например, России и Таджикистана. «Если эта разница сократится, если Таджикистан будет переживать экономический бум, что нельзя исключать, – интенсивность миграционного потока оттуда уменьшится. Есть и другой фактор, который может сократить этот поток, – это уменьшение рынка труда в России. Оно может быть вызвано, во-первых, снижением темпов экономического роста (которое сегодня характерно для всех более-менее богатых стран), а, во-вторых, прогрессом автоматизации, уменьшающим поле для неквалифицированного труда. С другой стороны, процесс глобализации будет продолжаться, а «демографическая яма» в России будет нуждаться в заполнении», − продолжает эксперт.
Резюмируя все сказанное, Константин Фрумкин предсказывает: труд мигрантов будет использоваться по-прежнему широко, география стран, поставляющих трудовых мигрантов на российский рынок, расширится, региональная география массового использования мигрантов также расширится, однако общее количество мигрантов если и увеличится, то не сильно, и, кроме того, изменится структура использования их труда за счет большей доли труда квалифицированного, что, вероятно, потребует принятия мер по профессиональному обучению мигрантов.
Отвечая на вопрос о том, миграционная политика какого государства может быть примером для России в плане сбалансированности, Константин Фрумкин отметил: «Полагаю, страна должна быть готова к массовому принятию мигрантов, она должна принимать миграционные потоки и при этом заботиться о как можно более безболезненном для обеих сторон вписывании мигрантов в жизнь общества и постепенном превращении их в полноценных граждан. Для этого должны быть предприняты специальные усилия по обучении мигрантов языку, профессии и законам страны, должна быть специальная защита прав мигрантов от ксенофобии и произвола должностных лиц, должна быть интенсивная фильтрация мигрантов на предмет отсева криминальных элементов и их депортации, нужен интенсивный диалог властей и общественности с земляческими структурами мигрантов, нужно создание специальных подразделений правоохранительных органов для работы в среде мигрантов. Идеальных стран в этой сфере нет, но Израиль мог бы служить здесь образцом во многих вопросах».
При этом теоретически замещение мигрантов в России возможно, но это будет представлять из себя ряд очень длительных процессов, связанных с внедрением в городском хозяйстве автоматизации, уменьшающих потребность в рабочей силе, а также постепенном увеличении уровня оплаты и престижа профессий, которые сегодня выполняют мигранты – уборщиков, продавцов и пр. «Оба процесса требуют огромных инвестиций и поэтому могут произойти только в течение длительного времени, в ходе которого экономический рост и увеличение ВВП на душу населения будут сочетаться с правовыми мерами ограничения миграции», − подытожил Константин Фрумкин.
Итоги. Семь причин, по которым мигрантов будет становиться все больше
- Постоянный рост сферы услуг в России;
- Труд мигрантов экономически более выгоден, чем работа на этих же позициях местного населения;
- Мигранты дают возможность заполнить в России демографическую яму и компенсировать дефицит кадров;
- Высока вероятность расширения географического присутствия мигрантов на территории России;
- Расширится география стран, поставляющих мигрантов на российский рынок;
- Стихийный характер миграции в России;
- Дальнейший процесс глобализации.