Как трансформируется денежный рынок и наша жизнь с появлением цифрового рубля?
> Публикации
Финансы
Опубликовано в NewRetail

Как трансформируется денежный рынок и наша жизнь с появлением цифрового рубля?

Как трансформируется денежный рынок и наша жизнь с появлением цифрового рубля?
Насколько новое это дело? Сегодня почти в каждой стране мира монетарные власти изучают целесообразность подобного шага, 11 стран уже определились с моделью цифровой валюты и используют ее в полной мере, еще 21 страна продолжает ее апробировать.

Какие страны ввели цифровую валюту: Нигерия, Багамы, Ямайка и 8 микрогосударств Карибского бассейна. Среди апробирующих стран, помимо России, можно назвать Китай, Австралию, Японию, Сингапур, Индию, Турцию, Украину, в Европе — только Швецию. Страны Европы и Северной Америки пока находятся в стадии изучения «что и как».

О чем, собственно, речь? Понятие «цифровые валюты» объединяет две кардинально разных идеи. Первая идея — это технология проведения межбанковских платежей наподобие блокчейна или эфира на основе распределенного реестра. Люди в этой модели используют привычные депозиты со всеми положенными банковскими рисками. Эффект же такой цифровизации — мгновенное снятие/зачисление, упразднение механизма корреспондентских счетов, удешевление платежей с нынешних 2-3% от суммы перевода до прожиточного минимума платежных систем (оценочно, в несколько раз).

центробанк цифровой рубль

Вторая — это «электронная наличка», которая может быть доступна всем желающим, равно как бумажные купюры. Технически Центробанк может создать каждому желающему личный онлайн-кабинет или давать доступ к цифровой валюте в обычном банке. В России на старте это будет сделано через банки. Это, конечно же разумнее, потому что Центробанк должен оставаться регулятором и не заниматься бизнесом. Такие «электронные наличные», как и обычные деньги, — средство платежа, обменный курс и доступность которого гарантируется Центробанком. Следовательно, цифровой рубль будет обладать надежностью государства, которая, как правило, выше надежности банков. Во-первых, в случае дефолта банка вы законно рискуете остаться без денег сверх застрахованного государством минимума. Во-вторых, банки подчиняются государству. Если государство захочет с какой-то целью повлиять на рынок, то оно, скорее, потребует от банков нарушить обязательства, чем нарушит их само. Как, например, оно запретило отдавать гражданам их собственные доллары и евро с началом санкций.

Какая модель внедряется? Саудовская Аравия и Южная Африка собираются развивать только первую модель. Испания, Норвегия, Бразилия, Мексика, Южная Корея — только вторую модель. Россия же, как и большинство других стран, включая Китай, Индию, США, Еврозону, Великобританию, планирует внедрять обе: и межбанковскую технологию осуществления платежей, и «электронные наличные» в дополнение к существующим инструментам.

Что изменится в экономике с распространением цифровой валюты? Представьте себе, что Центробанк предложит людям свободное приобретение цифровых рублей. Что будет дальше? Правильно, зачем вам коммерческий банк после этого? Разве что кредитоваться и открывать сберегательные депозиты ради хорошего процента. Иными словами, свободно доступный цифровой рубль практически полностью отнимет у банков функцию платежей, оставив им заработок на выдаче кредитов за счет недешево привлеченных депозитов. За последние десять лет банки уже лишились существенной доли трансакционных услуг, ведь возникла отдельная от банкинга индустрия платежных систем, а в дополнение к операторам платежных карт Visa или Mastercard появились такие разнообразные бизнес-модели как Stripe, ApplePay, Яндекс, Ю-Money и еще сотни подобных.

Насколько банки будут вынуждены поднять депозитные ставки? Насколько увеличить стоимость кредита? Что нового придумают для управления балансом? Пока не ясно. Однозначных расчетов нет, надо экспериментировать. Именно поэтому развитые страны, особенно владельцы мировых резервных доллара и евро, не спешат и смотрят, как пойдет у других. Именно поэтому активнее всего во внедрении «цифровых наличных» страны, в которых коммерческий банкинг развит слабее, число и разнообразие сервисов невелико, зато велик оборот бумажных денег.

Как сохранить стабильность банковской системы и финансового рынка? Одна из главных задач — ограничить полный мгновенный переток денег из банков в цифровую валюту. Как вариант, законодательно установленная верхняя граница на величину «цифровых» остатков или число сделок в месяц. Другой способ — доступ к цифровой валюте сделать свободным, но ввести плату за использование, чтобы ее стоимость была сопоставима со стоимостью использования обычных способов расчетов. Это более рыночный, более правильный, на мой взгляд, метод. Именно он и заявлен нашим Центробанком. Плата за использование цифрового рубля будет 3% от транзакции (хотя будут и исключения), что сопоставимо с комиссией «обычных» платежных систем, банков, СБП.

А реальный сектор: бизнес, население? Мгновенность прохождения платежей — это очевидный плюс. Но не все так однозначно с конфиденциальностью расчетов. Если цифровая валюта будет реализована так же, как блокчейн на распределенном реестре, то есть подтверждение транзакции будет происходить без участия специальной системы, то конфиденциальность сохранится, но государство лишится возможности отслеживать, кто кому заплатил. Но ради чего тогда нужен цифровой рубль, юань или доллар? Все идет к тому, что «отслеживаемость» движения денег станет естественным свойством системы платежей.

цифровой рубль бизнес

Цифровая валюта — это не просто невозможность задернуть штору. Это как таковое отсутствие карниза, затенения, жалюзи и прочих способов управлять прозрачностью. Государство и сейчас способно отслеживать все, просто это требует времени, усилий и иногда разрешения суда. С цифровой же валютой все то же самое станет контролируемым автоматически. Именно продумывание соответствующего правового механизма является одной из причин медленного прогресса цифровых валют в таких странах, как США.

Цифровизация — это объективный тренд. Но как ее направить в интересах экономики? Мое мнение экономиста: развивать и «электронные наличные», и аналогичную блокчейну технологию межбанковских расчетов, ставя на первое место право выбора и защиты личной информации. Для этого первым делом нужно развивать правовой режим использования частных криптовалют, чтобы у человека был выбор между государственным и несколькими частными решениями. Второе — наращивать число пользователей и оборотов цифровой валюты без ухудшения устойчивости банковской системы, то есть внедряя изменения так, чтобы банки успевали адаптировать управление активами под новые реалии. Как пойдет в нашей стране? Поймем, если будем активно в этом участвовать.