Ликвидация разрывов в бизнесе
> Публикации
Финансы

Ликвидация разрывов в бизнесе

Ликвидация разрывов в бизнесе
К концу года любая корпорация подводит итоги, сверяет цели и результаты, оценивает качество работы и размер прибыли. Часто встречаемая история, когда эти показатели являются неудовлетворительными. Хорошую компанию отличается от плохой тем, что она находит и устраняет причины своих потерь.


PIL-подход. 4 вида причин потерь (разрыва в бизнесе)


PIL-подход авторская разработка ГК «Институт Тренинга — АРБ Про». Аббревиатура расшифровывается следующим образом: P (Profit) генераторы прибыли — то, что обеспечивает создание добавленной стоимости: продукты (товары и услуги), клиенты, каналы сбыта, торговые силы. I (Interruptions) разрывы — отсутствие или недостаток деятельности, из-за которого компания не создает генераторы прибыли, не получает от них полную отдачу, и несет потери. L (Losses) потери — деятельность, которая оплачена компанией, но не создает ценность для компании и ее клиентов.
Разрывы - это причины потерь и недостаточной генерации прибыли

Мы выделяем 4 вида разрывов:

  1. Информационный. Например, это могут быть условия продаж, если компания хочет выйти с продукцией на маркетплейс. Получается, когда у компании что-то не выходит, первым делом надо задать вопрос: «Что мы не знали и не учли?»
  2. Процессный. Какой процесс не сработал, какой процесс дал сбой?
  3. Структурный. Структура касается людей, которые отвечают за работу. Задаем следующие вопросы: «Кто плохо работал? Каких компетенций не хватило?» Возможно, проблема была в том, что не хватило целого специалиста.
  4. Ресурсный. Последний вопрос, который мы задаем: «Всех ли ресурсов нам хватило?» Может быть также, что просто в какой-то момент компании не хватило денег или места на складе.

Важно, когда у вас что-то не получилось, определить разрывы, опираясь на их виды. Обычно бывает задействовано 2-3 вида, определяя их, вы составляете полную картину причин, которые помешали вам достигнуть целей. Это значит, что у вас появляется возможность правильно спланировать деятельность.

Процесс выявления причин, из-за которых планы не сбываются, можно показать на примере. Допустим, компания хочет и планирует сделать бизнес цифровым.
Однако, могут возникнуть проблемы: трата части бюджета на ненужные услуги, лицензии и трата времени, человеческого ресурса на обучение и обсуждение. Почему не получилось достичь поставленной цели? Сотрудники консервативны, не хотят новых внедрений и перемен, следовательно, одна из причин — структурный разрыв. Для реализации плана нет людей, которые воплощали бы идею в жизнь. Далее мог быть недостаток информации, которой нужно владеть для успешной цифровизации бизнеса. Это информационный разрыв. Он мог повлечь за собой нерациональные траты, а здесь мы приходим уже к ресурсному разрыву. Например, компания не знала, какие именно лицензии покупать и зря потратила средства, теперь часть бюджета отстанут и есть серьезная нехватка денег, что отдаляет нас от достижения цели.

Этот пример демонстрирует, что причин бывает много и с разных сторон. Когда вы ставите цель и разрабатываете план, хорошей практикой будет моделирование ситуаций и рассмотрение, что может пойти не так.

Логика поиска и ликвидации разрывов

Каждая компания постоянно несет потери, но не все уделяют этому внимание. Надо уметь замечать потери. Ясно, что учиться замечать глобальные потери на десятки миллионы не нужно, но помимо масштабных единовременных потерь бывают другие.

Они могут быть систематическими, например, в компании уже несколько лет нет конкретного специалиста. Из-за отсутствия этого специалиста с его знаниями и компетенциями компания совершает неверные стратегические действия и теряет деньги.

Также потери могут казаться мелкими, но загвоздка в том, что они только кажутся незначимыми, а в масштабе несут убытки. К примеру, многие кофейни отошли от практики предоставления сахара и сливок к кофе без запроса покупателя. Это привело к экономии и сокращению трат на продукты, которые клиент не использовал и их приходилось выкидывать.

Еще одна распространенная ситуация в ликвидации потерь. Выгода не всегда понятна, а затраты на устранение проблемы очевидны. Компания хочет обновить систему электричества, сумма ремонта впечатляющая, а выгода от ремонтных работ не ясна. Здесь нужно разбирать ситуацию глубже, моделировать сценарии развития событий и считать затраты и прибыль.

Способы оценки потерь:

  1. Оценка прямого убытка и «скрытого» прямого убытка;
  2. Оценка упущенной выгоды;
  3. Оценка потерь от неоптимальных процессов.
способы оценки потерь в бизнесе

Мы не можем ликвидировать все потери сразу, надо расставлять приоритеты. Бороться надо не последствиями, а с причинами, чем точнее будет определена причина, тем более четкий план действий можно выбрать. В любой компании можно найти не менее 100 разрывов. Важно выделить главные, «корневые» разрывы.

Как их распознать? Характерные особенности:
  • Вызывают сразу несколько видов потерь и другие разрывы;
  • Если не устранить, потери будут возвращаться, а разрывы — разрастаться;
  • Корневой разрыв не очевиден на первый взгляд, поскольку является частью привычной практики;
  • Часто это разрыв в управленческих процессах.

После выявления причин потерь, нужно приступать к их устранению, разработке тактики. Наша компания проводитобучающую программу, в ходе которой в течении двух дней участники погрузятся во все этапы устранения разрывов в бизнесе от ознакомления с причинами потерь до тактики их ликвидации и составления планов для собственных компаний. Программа уникальна и подойдет любому участнику: сотрудникам, руководителям подразделений, финансовым директорам, собственникам.