В детский сад — с новым технологическим укладом

Ждать наступления новой экономической эры осталось недолго: на 2018 год в стратегиях лидеров мирового бизнеса назначен старт шестого технологического уклада. О том, как вписываются в этот контекст российские компании, рассказал Сергей Макшанов, управляющий ГК «Институт Тренинга — АРБ-Про». Сергей Макшанов, управляющий ГК «Институт Тренинга — АРБ-Про», уверен, что в 2017 году скорость изменений в экономике удвоится по сравнению с 2016 годом и бизнес должен быть к этому готов.

Приятно, когда оптимистический прогноз сбывается на глазах. И удивительно, потому что еще недавно эта прогнозная реальность казалась экзотикой. Так было с обещанием Сергея Макшанова, данным нашему журналу год назад, в разгар экономического кризиса, что российский бизнес ждет блестящее будущее. Он связывал это с двумя глобальными тенденциями в экономике — превращением Китая в импортера и наступлением в 2018 году шестого технологического уклада. И вот, сегодня экспортом в Китай российских товаров уже никого не удивить, это общее место нашего экономического дискурса и заурядный элемент бизнес-стратегий многих производителей самых обычных товаров, особенно продовольствия. Что касается высоких технологий, то тут, честно говоря, веры в предсказание Макшанова было еще меньше, чем в то, что мы можем заинтересовать Китай чем-либо помимо сырья и энергоресурсов. Да и с аргументами у нашего гуру было не сказать, чтобы слишком густо. Помнится, речь шла о том, что в России уже выпускаются 3D-принтеры. К слову, сегодня и эти самые принтеры, хотя немногие видели их живьем, все обсуждают уже без запинки — прогресс налицо. Но достаточно ли этого, чтобы уверенно шагнуть в новую экономику? Мы попросили Сергея Ивановича рассказать об этом подробнее.

— Вы отслеживаете, как идет встраивание российского бизнеса в новый технологический уклад?

— Я могу сказать, что за двадцать четыре года, что наша компания наблюдает за развитием российского бизнеса, мы никогда не встречали такого количества компаний, как в 2016 году, которые показывают рост на десятки процентов — на 30, 40, 50, 70, — вне зависимости от состояния их отрасли и экономики в целом — а она снижалась. И их динамика, по нашим прогнозам, переведет экономику в положительную зону в 2017 году, на 1,5 или 1,6 процента роста. Но главное, примерно у трети этих компаний помимо роста выручки большими темпами растет и прибыль, что однозначно свидетельствует: они увеличивают ценность своего предложения. Ведь отраслей, которые росли в 2016 году, очень мало, это, по убывающей, частная медицина (более 20 процентов), интернет-ритейл свыше 10), сельское хозяйство (пять процентов), а остальные или ушли в минус, тоже болеем чем на 10 процентов, или находилось в слабой рецессии. Тем не менее в 2015 году совокупная прибыль российского бизнеса была пиковой за всю его историю, и эта сумма еще приросла процентов на двадцать в 2016 году. То есть деньги есть, и они ждут, и, хотя основная масса предпринимателей пока не инвестирует, определенный сдвиг идет. И когда мы говорим, что в мировой экономике все слышнее шаги шестого технологического уклада, то в России эта динамика тоже присутствует.

— Поясните, пожалуйста, о какой динамике идет речь.

— Речь идет о том, что инвестиции во все, что касается систем M2M, mechanism to mechanism, в мире исчисляются уже триллионами долларов. Все больше производится датчиков, сенсоров, интегрирующих решений для оборудования, которые позволяют решать большее количество задач, и туда же уходит интернет...

Полная версия статьи доступна на сайте журнала "Эксперт"

 

background.jpg
Каждая идея, каждая бизнес-модель имеет свой жизненный цикл. В какой-то момент все начинают делать одно и то же, и владельцы компании понимают, что конкуренция стала очень плотной, рентабельность как-то начинает беспокоить.. Этот момент, как только мысль пришла, - означает, что компания готова начать стратегическое планирование. Уже заработаны ресурсы, еще сильны позиции, но уже можно начинать развивать новую идею, делать что-то другое, чтобы занять, первым прийти на более свободное и более выгодное место на рынке. Хорошо бы начать пересмотр стратегии в тот момент, когда текущая бизнес-модель только-только начала устаревать.
Зоя Стрелкова
strelkova.png
background.jpg
Cтратегия — это описание нашего замысла, какой бизнес мы хотим создать, кем мы хотим быть в будущем, и описание пути движения к этому будущему. Это, скажем так, способ, это то, чем акционеры, чем владельцы бизнеса доносят свой замысел, свою идею до персонала, до инвесторов, до клиентов, поставщиков, до кого угодно. То есть это такая целостная картинка.
golikov.png
Демид Голиков