Управление себестоимостью | АРБ-Про
> Публикации

Управление себестоимостью

Управление себестоимостью

Продолжаем цикл видео-семинаров Зои Александровны Стрелковой - ведущего финансового аналитика ГК "Институт Тренинга - АРБ Про", руководителя направления "Экономика компании". В серии видео-лекций Зоя Александровна рассказывает о финансовых инструментах контроля и повышения эффективности Компании в условиях экономического спада.

Тема сегодняшнего семинара - "Управление себестоимостью"

Очень важная для нас цифра – себестоимость реализованных товаров, продукции, услуг. В большинстве случаев для руководителя компании эта цифра – одна строчка в отчете, некий монолит, единое целое. На самом деле себестоимость – это сложная конструкция, которую ежедневно строят наши сотрудники. Каждый потихоньку добавляет элементы, и если этим процессом управляют недостаточно эффективно – себестоимость будет расти быстрее, чем мы сможем повышать цену.

С чего начать управление себестоимостью?

Мы должны сделать декомпозицию себестоимости: разделить на составляющие элементы, на величину которых влияют разные по своей природе факторы.

В составе себестоимости может быть 4 группы затрат: материальные, трудовые, затраты на услуги и энергоресурсы.

Структура себестоимости разная, в зависимости от того, что мы производим.

Себестоимость товаров, для торговой организации, обязательно должна включать не только стоимость приобретения товаров у поставщика, но и торгово-закупочные расходы. Если это импорт, то мы должны включить в себестоимость наши затраты на таможенную очистку. Если имела место подготовка товара на наших складах – перефасовка, дополнительная маркировка и так далее, то эти затраты тоже нужно включить в себестоимость.

Если мы производим и продаем собственную продукцию, то наша себестоимость включает прямые трудозатраты. Те, что очевидным образом связаны с производством конкретных продуктов. Возможно, аутсорсинг производственных операций, и энергопотребление на производственные цели.

Мы не включаем в себестоимость общескладские, общепроизводственные расходы, чтобы иметь более чистую картинку по сравнительной себестоимости и рентабельности отдельных продуктов.

Если наш продукт – это услуги, то в его себестоимости тоже может быть материальная составляющая, это материалы, которые были использованы непосредственно в процессе и для оказания этой услуги. Значительную долю могут составлять трудозатраты. Также в себестоимость услуги может входить аутсорсинг.

Если наш продукт – это проекты, например, строительные, или инжиниринговые, то здесь могут быть все виды затрат – и материальные, и трудовые, и услуги сторонних организаций. Также, иногда специально для целей проекта закупается оборудование, которое в ходе проекта полностью амортизируется. Его тоже можно включить в себестоимость проекта.

Итак, себестоимость каждого продукта состоит из нескольких элементов, и стоимость каждого формируется под влиянием нескольких факторов. Давайте рассмотрим, какие факторы влияют на себестоимость материалов.

Посмотрите, здесь есть и внешние факторы – объем предложения на рынке, несомненно, влияет на уровень цен.

Но большинство факторов лежат в сфере выбора и возможностей самой компании:

  1. если мы имеем возможность закупать большими партиями, цена будет ниже
  2. если мы закупаем «в последний момент», на условиях срочной поставки, то цена будет выше
  3. если это импортные материалы, то на цену влияет схема нашей закупки – закупаем сами напрямую у производителя или через цепочку посредников и агентов
  4. если мы закупаем дешево, но потом много теряем при производстве, или выпускаем много брака, который потом снова идет в переработку – материальная себестоимость тоже будет расти.

Если источник неблагоприятной динамики - это увеличение расхода в натуральном выражении, это может быть следствием ослабления контроля, неоптимальной организации производства, износа оборудования.

Поэтому для управления эффективностью нам необходима поэлементная расшифровка себестоимости, по всем видам продуктов компании. Когда мы собрали все цифры, мы можем планировать дальнейшие действия – выяснить, где именно наши процессы недостаточно эффективны

На первом этапе – учет ведем в денежном выражении, а далее – необходимо получать отчеты не только в денежных, но и в натуральных показателях (особенно для неторговых организаций). Конечно, это не очень просто.

Посмотрите, даже такой, относительно простой, продукт, как тесто для блинов, насчитывает 14 наименований материалов. Тем не менее, нам необходимо организовать учет так, чтобы иметь возможность видеть динамики разных элементов себестоимости, и влияние разных факторов.

Кто в компании отвечает за материальную часть себестоимости?

Если вспомнить факторы, влияющие на материальную себестоимость, то ответственность окажется распределенной между тремя функциями: финансами, закупкой и управлением производством. Закупщики выбирают поставщиков, финансы могут одобрить схему закупки или профинансировать увеличение партии закупки, чтобы получать скидки, а производство отвечает за уровень потерь сырья и готовой продукции.

Ответственность распределена, но инициировать и координировать работу с себестоимостью должен финансовый директор, так как именно он (или она) видит и понимает все цифры компании, в том числе чистую прибыль.

Как организовать учет для управления себестоимостью?

Вот основные принципы.

  • Учет прямых расходов ведется по продуктам, так, чтобы мы понимали рентабельность каждого продукта по валовой прибыли
  • Себестоимость детализируется по элементам, имеющим различную природу, и находящимся в сфере ответственности разных функций компании, разных ответственных руководителей. Чтобы мы знали, что по этому пункту спрашиваем с Иванова, по вот этому – с Петрова.
  • Учет мы ведем не только в деньгах, но и в натуральных показателях (то есть килограммах, метрах и так далее). Тогда мы точно можем сказать, что повлияло на себестоимость – увеличение цены или увеличение расхода. Действия и ответственные будут разные.

Тогда анализ себестоимости теста для блинов будет выглядеть следующим образом.

Мы можем увидеть, что себестоимость выросла в целом на 3 %, при этом по одним элементам есть экономия, по другим – увеличение расхода. Поскольку детализация достаточно подробная, мы можем задать очень конкретные вопросы, и поставить задачи конкретным исполнителям.

Таким образом, организовав детальный учет себестоимости, мы имеем возможность управлять динамикой себестоимости. Это совместная работа всех подразделений, но инициатором и координатором должен стать финансовый директор.