Управление по ценностям

Чем запомнился в бизнес-сообществе и какие перспективы открыл 2018 г. и чего можно ожидать от 2019 г.

Российская экономика продолжает расти значительно медленнее мировой — 1,6–1,7% против 4% в 2018 г., доля ее сокращается. В таких условиях реальному бизнесу оставаться в строю и даже инвестировать в рост могут помочь только активные действия. Способных на это компаний много, они есть в каждом регионе, отрасли и сегменте экономики.

Глобальный рейтинг Doing Business 2019 сигнализирует об улучшении показателей России — она поднялась на 31-е место. Но нужно учитывать, что при составлении этого рейтинга Всемирный банк проанализировал данные только по Москве и Санкт-Петербургу, что не отражает ситуацию в целом по стране. Да, Россия теперь между Испанией (30-е место) и Францией (32-е место) по уровню комфортности ведения бизнеса, однако этот показатель позитивно влияет на бренд страны и мало что дает предпринимателям на местах.

Подобное положительное воздействие оказал и чемпионат мира по футболу — 2018, особенно на экономику регионов, принимавших матчи. Прирост показателей ВРП во втором квартале составил порядка 0,1–0,2% ВРП. Сегмент HoReCa (индустрия гостеприимства — общественное питание и гостиничное хозяйство) отметил рост среднего чека на период ЧМ по всей стране. В городах — хозяевах матчей выручка в период проведения мундиаля выросла на 31%, а всего по России — на 16%. Отсроченный эффект временно выросшего туристического потока будет виден в 2019 г., когда часть гостей решит вернуться для более обстоятельного знакомства со страной или регионом.

Российская Федерация продолжает оставаться в условиях давления внешних сил и нарастающего объема санкций, и здесь нужно учитывать два важных аспекта. С одной стороны, это стимулирует развитие отечественной экономики и импортозамещения. С другой — закрывается доступ к длинному и дешевому западному финансированию, а также к технологиям. К этому придется привыкать и находить иные пути развития.

В регионах, как всегда, картина очень пестрая. По результатам 2018 г. 48 областей значительно опережали экономические показатели в целом по стране. Темп роста их валового регионального продукта был выше темпа роста валового внутреннего продукта. Эти 48 регионов вместе создают 71% ВВП, около 49 трлн руб. При этом показатели 30 областей росли медленнее ВВП, а четыре территории ушли в отрицательные результаты: республики Коми и Бурятия, Кировская и Волгоградская обл.

Что отличает локомотивы роста от «середнячков»

1. Контактная, умеющая слышать запросы бизнеса администрация региона, дающая зеленый свет любым инициативам по созданию новых предприятий, рабочих мест и развитию территорий присутствия.

2. Активный экспорт продукции в дальнее зарубежье. В каждом регионе есть много товаров и услуг, потенциально пригодных для вывоза. Чего реально не хватает, так это предпринимательской инициативы, настойчивости и решимости довести экспортный проект до конца. Поэтому вопрос создания или развития такого направления должен быть в центре внимания первого лица компании. Администрации ряда областей помогают своим предприятиям, организуя бизнес-миссии по региональному признаку и давая различные преференции экспортерам.

На что обратить внимание управленческим командам в 2019 году

Развивайте систему управления компанией. В каждый новый бизнес-период надо трансформироваться, качественно изменяться. Для этого должны быть продуманы процедуры сбора идей и отслеживания прогресса, настроены системы мотиваци и мониторинга продвижения к целям. В 2017–2018 гг. отмечено быстрое устаревание традиционных бизнес-моделей. Для ряда отраслей это становится фатальным, их ожидает полное переформатирование вплоть до исчезновения. В других отраслях возможна трансформация без разрушения. В числе первых, например, автодилинг, который очень быстро станет ненужным звеном цепи (в Европе и США это уже так). Среди вторых — традиционный ритейл, там успешные игроки станут омниканальными, предложат контрастный, оригинальный ассортимент и уникальные услуги. Надо думать, как сохранять нужность для своего клиента. И главное: все амбициозные планы становятся не важны, если на работу приходят немотивированные сотрудники, которые трудятся без всякого желания, общаются с клиентами без огонька. Люди — самый ценный капитал, источник активов, и заботиться о нем надо не на словах, а на деле. Стратегия компании должна учитывать ценность каждого сотрудника, клиента и партнера. Управление по ценностям — это тема ближайшего будущего.

background.jpg
Каждая идея, каждая бизнес-модель имеет свой жизненный цикл. В какой-то момент все начинают делать одно и то же, и владельцы компании понимают, что конкуренция стала очень плотной, рентабельность как-то начинает беспокоить.. Этот момент, как только мысль пришла, - означает, что компания готова начать стратегическое планирование. Уже заработаны ресурсы, еще сильны позиции, но уже можно начинать развивать новую идею, делать что-то другое, чтобы занять, первым прийти на более свободное и более выгодное место на рынке. Хорошо бы начать пересмотр стратегии в тот момент, когда текущая бизнес-модель только-только начала устаревать.
Зоя Стрелкова
strelkova.png
background.jpg
Cтратегия — это описание нашего замысла, какой бизнес мы хотим создать, кем мы хотим быть в будущем, и описание пути движения к этому будущему. Это, скажем так, способ, это то, чем акционеры, чем владельцы бизнеса доносят свой замысел, свою идею до персонала, до инвесторов, до клиентов, поставщиков, до кого угодно. То есть это такая целостная картинка.
golikov.png
Демид Голиков