Сверяем HR-курс - итоги первого квартала 2016 года

Какие качества современных сотрудников помогают оставаться востребованными в условиях нестабильной экономической ситуации? Каковы наиболее актуальные тенденции в области кадровой политики на сегодняшний день? На чем в первую очередь экономят компании в непростое время?

На эти и другие вопросы 15 апреля 2016 года в рамках вебинара «Базовые стратегии 2016. Итоги 1 квартала. Сверяем HR-курс» ответил Евгений Доценко - руководитель направления HR-консалтинг, R&D директор Группы компаний «Институт Тренинга – АРБ Про».

В первую очередь Евгений обозначил ключевые качества сотрудников для того, чтобы быть востребованными и ценными на рынке труда в 2016 г.: «На сегодняшний день у работодателей есть возможность выбирать настоящих профессионалов, при этом любая компания в условиях экономического давления вынуждена сокращать затраты на персонал, таким образом требуя от людей выполнения большего количества разнородной работы за неизменную заработную плату. Соответственно, способность работать кросс-функционально и решать множество задач одновременно для сотрудников выходит на первое место. Другое необходимое качество – выполнение своей работы лучше других и умение брать на себя ответственность. Это не просто исполнение обязанностей, а способность сотрудника выйти за рамки своих задач для получения нужного результата. Третье немаловажное качество – умение достигать целей в самых разных условиях. В нынешних реалиях нужно уметь добиваться результатов по-новому, когда стандартные схемы уже не работают» - рассказал Евгений.

По словам спикера, практика 2016 года показывает, что компании ищут возможности экономии. В частности, 21% компаний снижают расходы на корпоративные мероприятия и 17% - на внешнее обучение.

Говоря о ситуации на рынке труда, Евгений отметил ряд тенденций: во-первых, в 2016 году происходит сокращение численности персонала - часть работ переходит в область автоматизированных процессов (что ведет к неминуемому исчезновению ряда профессий). Во-вторых, компании меняют свой подход к комплектованию штата. Таким образом, часть людей освобождается и попадает на рынок труда, на котором подходящие им вакансии встречаются гораздо реже.

56% компаний считают, что 2016 год будет тяжелее прошлого. Это заставляет компании искать возможности сокращения расходов и пересматривают свои стратегии, в т.ч. управления персоналом. Так, большинство компаний (45%) идут по пути реструктуризации. При этом только 21% руководителей и HR-директоров чувствуют себя экспертами в этом. И лишь 12% понимают принцип совместной работы своих сотрудников в настоящее время.

Одна из актуальных форм сокращения, широко используемая сегодня работодателями и отвечающая интересам обеих сторон – переход на гибкие графики работы, неполный рабочий день, и т.д. Проведенные опросы демонстрируют, что на практике 30 % российских сотрудников готовы работать удаленно и пожертвовать ради этого частью заработной платы.

Однако, по мнению R&D директора ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», повышение эффективности может реализовываться и менее затратными способами (не только снижением заработной платы), например, переориентацией обучения персонала на внутренние ресурсы и уклоном на электронное обучение. За исключением некоторых инвестиций в разработку материала или приобретения определенных платформ, такой вариант значительно экономит бюджет компании.

Подводя итог, Евгений Доценко осветил общие изменения в приоритетах компаний в области HR-политики в 2016 году: выход на первое место автоматизации и механизации всех процессов, оптимизацию издержек различного рода, повышение эффективности обучения, а также удержание ключевого персонала и развитие сотрудников.

«По итогам 1 квартала 2016 года можно смело говорить, что основную ставку работодатели делают на креативность сотрудников, как основополагающую составляющую нестандартного подхода к выполнению задач и, как следствие, непрерывного развития компании» - отметил спикер.

background.jpg
Каждая идея, каждая бизнес-модель имеет свой жизненный цикл. В какой-то момент все начинают делать одно и то же, и владельцы компании понимают, что конкуренция стала очень плотной, рентабельность как-то начинает беспокоить.. Этот момент, как только мысль пришла, - означает, что компания готова начать стратегическое планирование. Уже заработаны ресурсы, еще сильны позиции, но уже можно начинать развивать новую идею, делать что-то другое, чтобы занять, первым прийти на более свободное и более выгодное место на рынке. Хорошо бы начать пересмотр стратегии в тот момент, когда текущая бизнес-модель только-только начала устаревать.
Зоя Стрелкова
strelkova.png
background.jpg
Cтратегия — это описание нашего замысла, какой бизнес мы хотим создать, кем мы хотим быть в будущем, и описание пути движения к этому будущему. Это, скажем так, способ, это то, чем акционеры, чем владельцы бизнеса доносят свой замысел, свою идею до персонала, до инвесторов, до клиентов, поставщиков, до кого угодно. То есть это такая целостная картинка.
golikov.png
Демид Голиков