Сергей Макшанов о перспективах Воронежской области и факторах, влияющих на бизнес в 2018 году | АРБ-Про
> Публикации
Опубликовано в

Сергей Макшанов о перспективах Воронежской области и факторах, влияющих на бизнес в 2018 году

Сергей Макшанов о перспективах Воронежской области и факторах, влияющих на бизнес в 2018 году

Эксперт №1 в России по стратегическому планированию и экономическим сценариям Сергей Макшанов рассказал «Абирегу», как повлияет смена руководства региона на местный бизнес и что ждет производителей в 2018 году.

18 января при поддержке тренингового центра «РАУТ» в Воронеже состоялась 16-я ежегодная конференция «Базовые Стратегии 2018». В ней приняли участие топ-менеджеры и собственники различных предприятий – от небольших частных IT-студий до крупных оборонных комплексов.

Главным спикером мероприятия стал Сергей Макшанов – ведущий эксперт по разработке экономических стратегий и концепций. На слете бизнес-элиты обсуждались основные тренды мировой и отечественной экономики, пути выхода из кризисных ситуаций, модели эффективного управления персоналом и внедрение мультимедийных технологий в производство.

– Сергей Иванович, как наверняка вы знаете, в Воронежской области произошли серьезные кадровые перестановки в высшем руководстве. Повлияют ли они на местный бизнес?

– Мне бы искренне хотелось, чтобы человек, получивший полномочия губернатора, имел их в достаточном объеме, чтобы на годовом отрезке времени существенно повлиять на ситуацию в регионе. На мой субъективный взгляд, объем полномочий, который есть сейчас, недостаточен. В первую очередь, потому что в регионе остается очень малая доля налогов, а получение дополнительного финансирования из федерального центра требует колоссальных усилий.

Человек, который сменил господина Гордеева, должен понять, что область нуждается в привлечении в качестве инвесторов высокотехнологичных мировых компаний. Это укрепит позиции региона как на национальной, так и на международной арене.

Исходя из имеющихся ресурсов, логично, в первую очередь, привлекать аграриев: кто муку будет делать, кто горючее из рапса. Также очень перспективна фармакологическая отрасль. Это «чистое» производство, которое не повлияет на экологию региона.

Еще один вектор работы нового губернатора – развитие событийного туризма. На примере «Усадьба Jazz», Платоновского фестиваля все поняли, что это работает и создает в регионе приличный туристический трафик. Неплохо было бы придумать какой-то уникальный для области продукт, как в Туле пряник, например. Чтобы и за этим люди сюда ехали. Плюс поработать над инфраструктурой, чтобы она была в состоянии обслуживать путешественников. Воронеж вообще такой полуприграничный город, «витринный» – здесь выгодно развивать туризм.

При этом стоит понимать, что задача человека, который получил роль руководителя региона, очень не простая. Как минимум, у него есть отличная возможность повторить позитивный опыт Гордеева, как максимум – преумножить его. Самое главное, наладить систему управления.

– То есть аграрный сектор продолжает оставаться своеобразным локомотивом, «тянущим» за собой всю экономику региона? Или есть другие выгодные направления работы?

– Развитие агропрома – это интересно и перспективно. В эту отрасль выгодно «тащить» новые технологии: селекции, генной инженерии и прочее. Еще один тренд этого сегмента – полная цикличность переработки. Как происходит в Европе: выращивают виноград, сок идет на одно, косточки – на другое, жмых – на третье. Отходов практически не остается. Также и у нас нужно делать. Создавать около аграрных производств кластеры предприятий, которые могут пользоваться ресурсами друг друга: парфюмерных, фармацевтических. Эта схема позволит вывести продукцию региона на новые рынки сбыта.

Второе перспективное направление, которое вполне «потянет» воронежский бизнес, это импорт. Особенно те направления, где из-за границы привозится 90-100 % продукции. Настоятельно советую предпринимателям выбирать отрасли, где процент импорта больше 80. Это самые перспективные направления инвестиций. У нас что-то не выпускается не потому, что это не доступно технологически, а потому что просто никто не знает или не хочет этим заниматься.

– Отдельным вопросом бизнес-встречи "Базовые Стратегии 2018" вы вынесли обсуждение важности внедрения в современный бизнес IT-технологий. А что думаете о роботизации? В Воронежской области, например, на молочных фермах уже внедряются такие технологии.

– Это также выгодное направление работы. Те, кто смогут первыми внедрить на своем производстве эффективные технологии, озолотятся. Но есть один момент. Мало того, что нужно уметь дать эти новые технологии, к ним необходимо дать и новые профессии – специалистов, которые будут их обслуживать. Также необходимо анализировать, где новшества придутся к месту, а где окажутся невостребованными.

Многих «кошмарят» тем, что роботы оставят людей без работы. Это не так. В России везде очень большой дефицит людей, кроме бюрократических структур – там избыток специалистов. Вот им стоит бояться. Роботы вполне справятся с работой Министерства образования: писать бесконечные инструкции для учителей биологии. Даже хорошо будет, если технологии займут эти места.

Для остальных я не вижу каких-то катастрофических последствий. Технологии будут работать как фактор, сбрасывающий людей с печек. Они будут стремиться учиться, осваивать новые квалификации.

– И в заключение разговора можете кратко обозначить основные факторы, которые в 2018 будут влиять на бизнес?

– Фактор номер один – разворот мировой экономики, который потащит за собой и российский бизнес.

Второй пункт – продолжение процесса глобальной индустриализации: будут открываться новые заводы, кластеры. Они будут создавать для бизнеса каскад позитивных событий. На их примере начнут развитие более мелкие компании: как в деревне, один сосед покрасил крылечко и все за ним повторили.

В-третьих, вырастет количество экспортеров, этот процесс уже начался в 2017-м. Вот как думаете, сколько компаний включилось в экспорт в 2017-м? Целых 6,5 тыс. Хотелось бы, конечно, чтобы эта цифра составляла 1 млн, но, тем не менее, 6 тыс. это не 10–20 штук. Причем начали вывозить не только в давно известные страны-партнеры, но и в Новую Зеландию, например. Протоптали тропинку. Дальше стран для экспорта будет больше.

В-четвертых, вырастет общее качество российского бизнеса за счет растущей конкуренции. Ее очень хорошо сейчас стимулируют такие компании, как «Технониколь», которые своих топ-менеджеров выращивают непосредственно в самой фирме: берут обычного молодого человека, из которого можно воспитать вполне себе специалиста высшей лиги.

Основным источником роста для российских компаний станет перераспределение спроса. Здесь много шансов как за счет введения совершенно новых продуктов, например, растительного молока, так и за счет эксклюзивного позиционирования уже представленных товаров. Вот такое «бизнес-меню» на следующий год.