Сергей Макшанов: «Больше санкций. Встряска нам на пользу» | АРБ-Про
> Публикации
Опубликовано в

Сергей Макшанов: «Больше санкций. Встряска нам на пользу»

Сергей Макшанов: «Больше санкций. Встряска нам на пользу»

На фоне общего экономического спада и нарастания политического противостоянии, предпринимателям как никогда важно видеть перспективы развития ситуации и собственного дела в частности. Чего ждать в 2015 году? Что может стимулировать российскую экономику? Каковы перспективы импортозамещения?

Свою точку зрения по этим вопросам в диалоге с представителями иркутского бизнес-сообщества изложил один из ведущих российских специалистов в области стратегического развития и планирования, управляющий ГК «Институт Тренинга—АРБ Про» Сергей Макшанов.

Иркутск для Сергея Макшанова — город особый. Сюда он приезжает регулярно, уже 19 лет подряд: помогает частным компаниям в разработке стратегий развития и проводит ежегодное бизнес-событие «Базовые Стратегии», партнером и организатором которого в столице Восточной Сибири традиционно выступает «Байкальский центр тренинга».

«Базовые Стратегии 2015» в Иркутске проходили 6 февраля, а вечером накануне масштабного мероприятия Сергей Макшанов общался с предпринимателями в формате камерной встречи без галстуков. В гриль-баре The Rocks собрались участники «Английского клуба», темой дискуссии с приглашенным экспертом стали «Бизнес-ориентиры 2015. Тенденции, стратегии и точки роста». Модератором обсуждения выступил популярный иркутский блогер-тысячник Сергей Шмидт.

Публика ждала от Сергея Макшанова ответа на острый сегодня вопрос: «Как действовать, не впадая в модную сейчас истерику?». Эксперт, не изменяя своим принципам, вел откровенный разговор.

Первые двадцать минут встречи были отданы сжатому, но емкому по смыслу выступлению бизнес-эксперта, а затем специальный гость «Английского клуба» ответил на вопросы из зала. Ключевые тезисы Сергея Макшанова можно сформулировать следующим образом:

«В российском бизнесе случайных людей уже нет. Естественный отбор почти завершил свою работу. Остались те, у кого удар поставлен».

Кто-то из этих людей был в бизнесе уже в 1998 году, другие начали дело к 2008-му. И вот у нас очередная встряска, а в глазах страсть, уверенность, оптимизм. Как минимум, готовность действовать.

«По сравнению с 2009-м годом начало 2015-го в разрезе выручки или числа контрактов выглядит легче».

По данным аналитиков ГК «Институт Тренинга—АРБ Про», средний уровень различий в пользу нынешнего периода составляет 40%. К тому же, валюта в 2009-м «подскочила» меньше, хотя нефть упала больше.

«Число кризисных признаков нарастает».

Аналитики отмечают рост просроченной задолженности перед банками, невыполненных контрактных обязательств, начало банкротств — в первую очередь в регионах с моноотраслевой экономикой и слабым сегментом малого и среднего бизнеса.

«На ситуацию влияет сразу несколько факторов. Ключевая причина всего происходящего — не Украина, не санкции. Проблема внутри нас».

Мы логично к этому шли и в любом случае получили бы то же самое. Нам нужен промежуток времени, чтобы перестать зависеть от внешних факторов.

«В 1936 году Италия оказалась под санкциями со стороны Лиги Наций, но, проявив волю, полностью отказавшись от импорта, показала в итоге заметный рост собственной экономики».

Этот опыт наглядно демонстрирует: импортозамещение — не блеф. Эта политика работает. Но процесс становления производств — дело не быстрое, и инвесторам нужны понятные правила игры, гарантии того, что завтра импортные товары снова не хлынут на внутренний рынок.

«Быстро и положительно повлиять на ситуацию может снижение налогов в сочетании с жесткой, четкой регламентацией проверочной деятельности».

Снижение налогов — самый сильный рычаг, способный запустить развитие бизнеса, рост производства. Эта мера приведет к повышению рентабельности, сделает компании более привлекательными для банков и инвесторов.

«16 лет хорошей кредитной истории — это еще не повод, для того чтобы увеличить вам кредитную линию».

Эта фраза полностью передает сегодняшние настроения банкиров.

«Совсем не обязательно занимать у банков. В России (и за ее пределами) много людей с большими деньгами».

Вот только инвесторов, как уже говорилось, более всего пугает высокий уровень изменчивости «правил игры» и обременения.

«Если не будут предприняты реальные антикризисные меры, к 16 апреля можно ожидать череду банкротств».

«Бензина» у закредитованных предприятий надолго не хватит.

«Наш лозунг: „Больше санкций!“».

Встряска нам нужна. Ключевая задача — переключить мозг, в бизнесе и в личной жизни. Хватит вспоминать прошлое. Нужно думать о большом будущем. Это дает кураж, огонь в глазах.

«Если люди не видят будущее своей компании, как минимум, на две ступени вперед, то это сильно снижает шансы».

Есть люди — будет бизнес, нет людей — не будет ничего. На фоне снижения денежной мотивации персонала сделайте все, чтобы ваши люди почувствовали кураж от перспектив. А для этого видеть цели, в первую очередь, должен сам руководитель.

Если сейчас посчитать с хронометром то время, которое собственники и управленцы большинства российских компаний тратят на будущее, то в лучшем случае мы получим показатель в 15%. Все остальное время они копаются в «братской могиле» ассортимента, борются с перестоком и неликвидом на складе, сетуют на кредиты. Все это археология. Лучше от этого не бывает.

«За бортом оказалось большое количество квалифицированных специалистов. Поздравляю – ловите!»

Банки сократили персонал. Кому-нибудь нужен руководитель кредитного отдела с базой клиентов? General Motors закрыли завод. Ищите электриков? Их уже «расхватали». Следите за рынком!

«Просела» сфера услуг, особенно «люкс». Никогда не стоит работать в одном ценовом сегменте".

Необходимо работать над эффективностью бизнеса, удерживать или спасать рентабельность решительными действиями, максимально избавляясь от сдерживающих ограничений (например, от работы только в одном регионе, только в одном—двух каналах сбыта и прочее).

«В индустрии развлечений всегда будет спрос на креатив. Ее сдерживает только леность мозга».

Ключевым драйвером в интертейнменте является все «новенькое». Так, например, хорошо себя чувствуют сетевые музеи с оригинальной идеей. Осталось только найти идею.

«Внутренний туризм в России получил свой шанс».

Пока в Финляндии подсчитывают убытки от снижения потока отдыхающих процентов на 70, в России отмечается четырехкратный рост регистрации компаний, ориентированных на внутренний туризм. У нас есть, что посмотреть, и экономика «подталкивает» россиян путешествовать по родным просторам.

«Иркутск перестал быть провинциальным. Люди здесь видят масштаб».

Столица Приангарья — город не бедный. Здесь хорошие чеки, по всем основным видам розницы. В интересах всего делового сообщества — сделать Иркутск местом, за которое инвесторы в очередь будут стоять. Это потребует объединения усилий. Но особенность русского менталитета мешает: мы индивидуалисты, очень тяжело договариваемся. Однако сейчас тенденция меняется, резко усилилось формирование различных союзов. И это правильно. Ничто так не укрепляет отношения, как совместный экономический интерес. Работа по циничному объединению ресурсов для региона может сделать очень много. В том числе для формирования бизнес-элиты и PR самых эффективных руководителей компаний.

«Мы, русские, любую игру выиграем, если станем в полную силу играть. Но пока мы даже не начинали».

Русский в этом контексте — это любой, кто живет и строит бизнес в России, а утверждение о нашей силе базируется не на голом патриотизме, а на большом количестве реальных аргументов, исследований и расчетов. Нам нужно лишь встать, оторвать что-то от табурета и начать шевелиться.

«Инвестиционный потенциал России беспрецедентно большой, по сравнению с любой страной и экономикой».

Возврат инвесторов возможен, если регулятор просто будет бездействовать в отношении бизнеса.